Новое на сайте

Популярное

Александр ТОРОПЦЕВ. Была ли наука в Древнем мире

E-mail Печать PDF

Александр Торопцев

Была ли наука в Древнем мире (для книги «По следам Антисфена»)

Что же такое наука?

Казалось бы, по отношению к этому слову в научном и вообще в интеллектуальном мире не должно быть разногласий и недомолвок. Но, удивительно, они начинаются уже в определениях. Например:

«Слово «наука» происходит от греческого слова «επιστήμη» (epistēmē), которое означает знание или познание. В Древней Греции научное знание считалось высшей формой мудрости, и ученые назывались «φιλόσοφοι» (filósofoi), что можно перевести как «любители мудрости». Именно отсюда происходит идея о философии как основе научного знания.

Греческое слово «επιστήμη» также связано с понятием «эпистемология», которое описывает философию познания. В античности наука не была разделена на отдельные дисциплины, как в современном мире, но включала в себя обширный спектр знаний о природе, математике, философии, медицине и других областях. Эти знания сформировали основу для многих научных дисциплин, существующих в наше время».

Источник: https://obzorposudy.ru/polezno/cto-oznacaet-nauka-kak-zizn-po-greceski

Прошу обратить внимание читателей на выделенное косым шрифтом предложение об отсутствии отдельных дисциплин «в античном мире».

Но, во-первых, сам термин «античный мир» охватывает всего лишь греко-римское древо мировой цивилизации, а не все Цивилизационные центры Земного шара VIII в. до н.э. – V в. н.э., а во-вторых, и в Древней Греции и Древнем Риме наука ветвилась, и каждая ветвь энергично развивалась, разбрасывая по полю мысли основополагающие идеи, которые стали стержневыми и опорными для дальнейшего развития этих наук. В правомочности данного утверждения может убедиться каждый, прочитав доставшееся нам в качестве безвозмездного дара философское и литературное наследие тех времён, да хотя бы труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». (Второе, исправленное, издание. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986).

Удивительно! Только в античном мире мыслители сотворили шедевры философской, политологической и исторической мысли, разработали теорию военного искусства, написали фундаментальные труды по медицине, а также «Поэтику» Аристотеля (подробнее о поэтике в древней Индии и в Древнем Китае см. в следующей главе), построили непревзойденные по сложности и изыску здания, храмы, разные сооружения, например, виадуки и акведуки, а также всевозможную военную технику, а также сложные инженерные механизмы … и нет, наука в те времена не была разделена на отдельные дисциплины! Но попробуйте, господа учёные, построить Колизей без знания, понимания и чувствования сопротивления материалов!

 

Нет, слышу я возмущённый возглас, не было в те века никакого сопромата. Потому что нет книг о нём и нет формул. А я говорю так: незаписанная наука тоже наука. И не учёные повинны в том, что человечество отказалось от мнемоники.

Но и с этой дисциплиной всё запутанно и не продуманно. Помните: «первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки». А о том, что без этого искусства-науки невозможно было запомнить даже одну, например, первую книгу «Махабхараты» («Адипарву»), а за тысячу лет до нее – «Ригведу» (это, как минимум, 1028 гимнов, или из 1017), что Хараппу и Мохенджо-Даро, как и другие города и государства во многих регионах Евразии и Африки, без научных знаний не создашь, современные специалисты почему стараюсь отмалчиваться с этакой гордой миной..

Да, все мы ощущаем на себе гнёт, а иначе не скажешь, европоцентризма, или вестероцентризма, то есть «мировоззрения, ориентированного на западную цивилизацию», отдающего предпочтение Европе в развитии мировой науки. Такая позиция не только лишает нас знаний, но постоянно разводит по углам нации и народности, одних возвышая до небес, а других уничижая.

Я не буду цитировать фрагмент ««Проблемы возникновения науки» из книги Т. В. Козыревой. «История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. Рецензент Доктор философских наук А. Э. Савин». Ханты-Мансийск. 2013. С.2-4»», но советую всем заинтересованным людям прочесть этот фрагмент.

Чтобы обосновать мнение о том, что науки стали бурно ветвиться уже в Эпоху мудрых (так я называю VIII-III вв. до н.э.), мне придется привести ниже список (естественно, не полный) достижений ученых, например, Индостана во времена европейской античности, предварительно оговорившись, что народы Египта и Малой Азии, Месопотамии и Центральной Азии, и Поднебесной достигли в эти же столетия не менее великих вершин в познании мира, а также мира в себе и себя в мире, о чём я, в частности, писал в таких книгах, как «Педагогика гениев». Более того, я осмелюсь заявить, что некоторые (их, впрочем, немало) из тех вершин духа и разума остались непокорёнными до сих пор. Например, та же майевтика Сократа, диалог, целью которого являлись роды души.

А уж читатель сам ответит на вопрос, существовали на Земном шаре во времена античности наука и науки.

 

Коротко о поэтике в Древнем мире

Уже авторы «Ригведы» (Индостан, XVII-XI вв. до н.э.), и «Махабхараты» (первая половина I тыс. до н.э.) и «Рамаяны» (VII-IV вв. до н.э.) большое внимание уделяли проблемам стихосложения. Легендарный мудрей Вьяса создал трактат по драматическому искусству «Натьяшастра». (ядро этого труда сформировано в сер. I тыс. до н.э. Современную фор­му текст при­об­рёл во 2 в. до н. э. – 2 в. н. э. ).  Это была первая попытка изложения древние поэтические учения как законченную и стройную систему.

Ста­рей­шей от­рас­лью язы­ко­зна­ния в Ки­тае бы­ло тол­ко­ва­ние зна­че­ний слов или ие­рог­ли­фов. Пер­вый сло­варь – «Эр я» – пред­став­ля­ет со­бой сис­те­ма­ти­зи­ров. со­б­ра­ние тол­ко­ва­ний слов, встре­чаю­щих­ся в древ­них письм. па­мят­ни­ках. Он не при­над­ле­жит од­но­му ав­то­ру и со­став­лял­ся не­сколь­ки­ми по­ко­ле­ния­ми учё­ных, в осн. в 3–2 вв. до н. э. Око­ло на­ча­ла н. э. поя­вил­ся «Фан янь» («Ме­ст­ные сло­ва») – сло­варь ди­ал. слов, при­пи­сы­вае­мый Ян Сюну. Наи­бо­лее ва­жен тре­тий по вре­ме­ни соз­да­ния сло­варь – «Шо вэнь цзе цзы» («Объ­яс­не­ние про­стых и рас­се­че­ние слож­ных зна­ков») Сюй Шэ­ня, за­кон­чен­ный к 100 н. э. (БРЭ)

В Поднебесной «первой попыткой проанализировать уже саму структуру лит-ры и отдельного произведения явились знаменитые шесть категорий (люи - 3 - 2 вв. до н. э.). Три из них - фэн, я и сун - обозначают конкретные виды древней поэзии, три другие - приемы и способы изображения. Произведения фэн лирические, я - в основном лиро-эпические, а культовая поэзия сун содержала в себе зачатки драматического действия. Иначе говоря, первое деление китайской поэзии на роды приближалось к европейскому делению на эпос, лирику и драму». (И. Лисевич. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С. 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., «Просвещение», 1974).

«Ключевой этап в истории развития жанровой теории соотносится с эпохой Шести династий (Лю-чао, III—VI вв.). При этом проблема жанров оказалась в центре внимания теоретиков литературы в самом начале процесса становления (рубеж II—III вв.) литературно-теоретической мысли как самостоятельного вида интеллектуальной деятельности».

Источник: https://litpr.ru/kitajskaya-poetika/]

Разве можно забывать об этих фактах, доказывающих что поэтика и поэтология зародились именно как науки в Древнем мире?

 

Индостан. Философия, литература, искусство

«Веды» - совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии: четыре санхита, гимны, жертвенные ритуалы и заклинания: Ригведа-санхита, Самаведа-санхита, Яджурведа-санхита и Атхарваведа-санхита. Древнейшая - Ригведа («Здание гимнов»), в определении эпохи которой ученые колеблются между VI и концом II тысячелетия до н. э., представляет собрание 1 028 гимнов богам, расположенных по 10 «кругам» (мандала) и приписываемых святым аскетам (риши) древности. Те же гимны, но расположенные в другом порядке в целях литургического исполнения, повторяет Сама-веда («Знание мелодий»). Яджурведа («Знание жертвоприношений»), распадающаяся на «черную» (смешанную с прозаическим комментарием) и «белую» редакцию, содержит ритуал жертвоприношений и текст жертвенных молитв. Наконец, Атхарваведа («Знание заклинаний») содержит заговоры и заклинания против болезней, демонов, врагов, формулы благословений и проклятий.

«Индуизм» – комплекс верований, складывавшихся в Индии в течение долгого исторического периода начиная со 2-го тысячелетия до н.э. Индуизм не связан с именем какого-либо основателя, не испытал при формировании влияния других религий не имел символов веры, организационного центра, не требовал унификации мировоззренческих представлений и культовых действий. Индуизму принадлежит монопольное положение в структуре общественного сознания в Индии.

«Махабхарата» – эпос народов Индии. Складывался с начала I тыс. до н.э. Авторство приписывается Вьясе, легендарному поэту, который сочинил и пураны. Эпос представляет собой энциклопедию жизни обитателей Индостана. В нём отражены философские, этические, взгляды, мысли о государстве, о войне и мире. На фоне главного сюжета противостояния Кауравов и Пандавов изложены сказки, мифы, и сцены быта. Разговор о «Махабхарате» нужно начинать с определения самого произведения: ««Махабхарата» (с санскр., «Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. С точки зрения исторической типологии представляет собой классическую эпопею, частично трансформировавшуюся в эпопею религиозно-дидактическую, но продолжающую сохранять элементы архаического эпоса»». (Большая российская энциклопедия). Но на мой взгляд начитанного дилетанта, «Махабхарата» выходит далеко за рамки любого литературного и философского жанра, потому что она вбирает в себя самые разные пласты человеческих знаний и самые разные жанры: историологический сюжет; фольклорные вкрапления; проблемы социального треугольника «человек – общество – государство», а также войны и мира, семьи и социума; религиозные  вопросы; философские трактаты: «Санатсуджатапарва» («Сказание о Санатсуджате») — часть пятой книги «Махабхараты» «Удьйогапарвы», «Бхагаватгита» – часть шестой книги «Бхишмапарвы», главы 23—40), Мокшадхарма («Основа осовобождения» или «Закон освобождения») — часть двенадцатой книги «Шантипарвы», «Анугита» - часть четырнадцатой книги «Ашвамедхикапарвы». В этом творении есть и любовная лирика, и пока полностью на осмысленные намеки на самые разные глубинные знания (в том числе, инженерные), которыми, если верить, авторам «Махабхараты», владели обитатели Индостана времён, предшествующих битве на «Курукшетре».

«Брахманизм» - древнеиндийская религия (верховное божество Брахма, или Брама), сложившаяся в IX – VIII вв. до н. э. (Малый академический словарь).

«Шиваизм» – одно из основных направлений индуизма. Сформировался в течение 1-го тыс. до н. э. в ходе постепенного сращивания индоарийской традиции и древних местных культов [ряд учёных, например индийский санскритолог и индолог Р. Н. Дандекар, возводят истоки шиваизма к протоиндийской цивилизации (около 25 – около 17 вв. до н. э.)]. Главным объектом почитания является бог Шива.

«Шраманское движение». Шраманы – подвижники, аскеты, мудрецы Древней Индии. Развилось в VIII – VI веках до н.э. Шраманы порывали связи с миром и отправлялись в скитания. Первые из них не создавали общин, школ, не записывали мысли, передавая их слушателям. Со временем аскеты стали обзаводиться обителями и учениками. Шраманы, размышляя о проблемах, обучали адептов, дискутировали с другими шраманами. Правители индийских государств приглашали шраманов, вели с ними беседы.

«Шастра» (с санскр.– наука, знание, правило, предписание, норма) –1) система норм и правил, по которым должна строиться культурно значимая деятельность в той или иной области; 2) знание, теория, наука о том или ином предмете. Шастра считается вечной и как бы тождественной самой Вселенной. Посредники – боги, святые, мудрецы – постепенно адаптируют её для людей с учётом краткости человеческой жизни. Термин применялся прежде всего к ортодоксальным дисциплинам знания, связанным с ведами и ценностями индуизма. (Из статьи Лысенко Виктории Георгиевны в Большой российской энциклопедии)

«Дхармашастры» (с санскр. — «наставление в дхарме») — древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы. Выработаны из ведийских дхармасутр (VIII—V века до н. э.), с добавлением материала, подчерпнутого из грихья-сутр (руководств домашней жизни), обычного права и т. д. Если дхармасутры написаны большей частью эпическими двустишиями), то дхармашастры — главным образом прозой, и получили несравненно более широкое распространение.

«Буддизм» – религиозное и одновременно философское и этико-социальное учение. Основано в VI веке до н.э. Основателем учения является Гаутама Будда.

«Адживика» – религиозно-философское учение, тяготеющее к фатализму и отвергающее авторитет вед. Основано в VI – V веках до н.э., но может быть, на несколько веков ранее. Видным вероучителем адживики является Маккхали Госала (VI – V века до н.э.). Некоторые положения адживики («человеческие усилия тщетны», «нет пути к блаженству» …) приводят к аморализму. Но адживики «наряду с индуистскими первостихиями (земля, вода, огонь, воздух) называют еще радость, страдание и дживу». А это выводит их за пределы аморального.

«Вайшешика» – одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии.  Возникла в V веке до н.э. Основателем считается Канада (VI – V века до н.э.).

«Джайнизм (от санскритского джина – «победитель», достигший духовного совершенства)» - индийское религиозно-философское учение. Сформировалось в VI – V веках до н.э. на северо-востоке Индии, распространилось по Индостану. Основал странствующий проповедник Вардхамана, получивший имена Махавира («Великий герой») и Джины («победитель»).

«Кама Сутра» - одна из первых на Земном шаре книг по искусству любви. Составил VI—V вв. до н. э. Вацияна

«Санкхья (санскр. sāṃkhya – то, что от исчисления)» – древнейшее и влиятельнейшее направление индийской философии, разрабатывавшее специфическую модель онтологического и космического дуализма, методом которого была калькуляция тех объективации, которые противопоставляются «чистому субъекту». Первый период истории санкхьи – с V в. до н.э. по I в. н.э. – эпоха параллельных «атомарных» учительских традиций, разрабатывавших эзотерическую медитацию на исчисляемые начала мира и индивида и вместе с тем подвергавших их классификационному анализу и систематизации – в двуединстве гносиса и философии.

«Локаята (санскр. — «имеющее хождение в народе»)» - древнеиндийское материалистическое учение (сер/ I тыс. до н.э.). Сочинения локаятиков не сохранились. Зачинателем учения считают мудреца Брихаспати, провозгласившего основой бытия безначальный принцип «свабхавы» (природы). Эти воззрения Брихаспати в сочетании со скептическим отношением к истинности Вед породили собственно локаяту; позднейшей её разновидностью является гедонистическое учение Чарвака.

Чарвака» (локаята) - материалистическое учение, основанное в середине I тыс. до н.э. Основателем считается легендарный мудрец Брихаспати. Большое внимание философы уделяли теории познания. В этических воззрениях были близки к эпикурейцам Эллады.

«Миманса (санскр. mīmāṃsā – размышление, исследование)» – одна из шести ортодоксальных школ индийской философии (I тыс. до н.э.). Более точно мимансу принято именовать пурва-мимансой, или первой мимансой, в отличие от уттара, или второй мимансы, под которой традиционно подразумевается веданта.

«Пураны» – священные книги индуизма. Древнейшие пураны написаны в сер. I тыс. до н.э.  Близки к эпосу, содержат легенды, мифы. Каждая пурана посвящена одному из богов Вишну, Шиве, Брахману.

«Шактизм» (от санскр.– сила, энергия) – направление в индуизме, в основе которого лежит культ великой богини Дэви, или Шакти. Шактизм восходит к древним аборигенным народным культам женских божеств, распространённым по всему Индостану.

«Трипитака» («Три корзины законов»), палийское «Типитака») - канонический текст буддизма. Первые положения изложены на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе (V в. до н.э.). Окончательная редакция - на 3-м соборе в Паталипутре (III в. до н.э.).

«Йога (санскр. yoga – сопряжение)» – философская традиция Индии, «надстраивающаяся» над особой иерархизированной системой психотехники и теснейшим образом связанная с основополагающими принципами философии санкхьи. В V—I веках до н. э. индийский мудрец Патанджали записал «Йога-сутру». Некоторые специалисты считают «Йога-сутру» обобщающей обширные познания индийцев в йоге, о которой, в частности, не раз упоминается в «Махабхарате». Система йогов до сих пор исследована слабо, и тайн в ней множество.

«Ньяя» с (санскр. – метод)» – философская система Индии, специализировавшаяся в контровертивной диалектике, логике и теории познания и оказавшая определяющее влияние на становление обще индийских парадигм теоретической рациональности. Исторические истоки ньяи восходят к поздневедийскому периоду, тесно связанному с ритуалом прений эрудитов-жрецов, а затем жреческих школ ритуаловедов и экзегетов, которые стали разрабатывать специальную дисциплину ведения диспута. Сутры Панини (около V в. до н.э.) уже упоминают типичные для ньяи термины, напр., «причина поражения в диспуте».

«Яска» — древнеиндийский грамматик, автор древнейшего комментария к «Ригведе», так называемой Нирукты или Нирукти (санскр. Nirukti — перевод, толкование). Время жизни его не может быть определено точно. Достоверно только, что Яска жил до Панини, который упоминает десять предшественников Яски: Шакатаяну (VIII в. до н.э.), Апишали, Шакалью, Бхарадваджу, Гаргью, Галаву, Кашьяпу, Сенаку, Спхотаяну, Чакраварману.

«Панини» (около V века до н. э.) — древнеиндийский лингвист, представитель северной школы в древнеиндийском языкознании, один из предшественников современной структурной лингвистики, грамматики и логики.

«Артхашастра, или Наука политики» (Наука о пользе, о практической жизни) – трактат по управлению государством, составленный, вероятнее всего, в конце IV в. до н.э. мудрецом Каутильей, служившем при дворе царя Чандрагупты. Автора первого политического трактата на Индостане называют Чанакья. Чанакья Пандит (санскр.) (около 370—283 гг. до н. э.), Вишнугупта и Ватсьяяна. Он играл главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства Магадха (321 г. до н. э.) и в уничтожении прежней династии — Нанда (317 до н. э.).

«Дхаммапада» – буддийский сборник изречений на пали, входящий в качестве составной, но самостоятельной части в буддийский Канон Трипитака. Датируется III, или даже IV в. до н.э. Представляет собой изречения, приписываемые Будде.

«Джатака» – жанр древнеиндийской литературы. По форме — проза, перемежающаяся стихами. Древнейшие образцы представлены сказаниями о перерождении Будды (созданы ок. 3 в. до н. э.). Сюжетная основа сказаний — басни и сказки о животных, волшебные сказки, притчи, исторические предания.

«Законы Ману» - сборник предписаний, определяющих поведение в частной и общественной жизни каждого индийца, составлен, вероятно, в 2 – 1 вв. до н.э., но основной материал этого памятника был известен уже в 4 – 2 вв. до н.э.

«Рамаяна» – эпическая поэма на санскрите. Написана в I тыс. до н.э. Приписывается поэту Вальмики. Рама, главный герой, являет собой образ мудрого царя-героя.

«Натья Шастра (Натйашастра) Бхараты» – основная работа по драматической теории, охватывающая танец и музыку в Индии. Считается, что труд был написан в период между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э. «Натья Шастра» является результатом нескольких веков театральной практики потомственных актеров, передававших традиции устно из поколения в поколение. Написана в форме диалога между Бхаратой и Мунис.

«Океан сказаний». В III—IV вв. н. э. индийский поэт Гунадхья написал на языке пайшачи «Великий сказ», известный и в санскритской переработке. Лучшая из них называется «Океан сказаний».

«25 рассказов Веталы», «35 рассказов царского трона», чуть позже — «70 рассказов попугая» были созданы в III-IV вв., а затем отправились из Индии путешествовать по всей Евразии, перерабатываясь разными авторами.

«84 тысячи ступ Будды». Утверждая буддизм в качестве новой официальной религии, император Ашока повелел построить на территории империи Маурьев 84 тысячи ступ Будды, памятников в форме куполов.

«Гирлянда джатак» написана Арьяшурой в III—IV веках.

«Веданта (санскр. vedānta, букв. – «конец Вед», т.е. их итог и завершение; по другой трактовке – учение, опирающееся на заключительные части Вед – Упанишады)» – наиболее влиятельное направление индийской религиозно-философской мысли, одна из шести ортодоксальных систем (даршан). Сложилась примерно к 7–8 вв. Обычно объединяется в одну группу с мимансой, отсюда ее другое название – уттара-миманса, или поздняя миманса; в отличие от пурва-мимансы (первой мимансы), также провозгласившей свою непосредственную связь со священными текстами, веданта учит не осмыслению ритуальных правил, но определенной целостной интерпретации откровения (шрути).

 

Этот список можно дополнить достижениями обитателей Индостана в строительстве, в монументальной скульптуре, которую тоже ведь не создашь без серьезных фундаментальных знаний по самым разным естественнонаучным дисциплинам.

 

Математика. Очень кратко.

В I тыс. н. э. индийские учёные изобрели десятичную позиционную систему записи чисел, предложили символы для 10 цифр (которые, с некоторыми изменениями, используются повсеместно в наши дни), заложили основы десятичной арифметики, комбинаторики, разнообразных численных методов, в том числе тригонометрических расчётов, составили таблицу синусов.

В санскрите были средства для именования чисел до 105310 в 53 степени. Для цифр сначала использовалась сиро-финикийская система, а с VI в. до н. э. — написание «брахми», с отдельными знаками для цифр 1-9. Несколько видоизменившись, эти значки стали современными цифрами, которые мы называем арабскими, а сами арабы — индийскими.

Медицина. Очень кратко

Индийцы раньше других народов изучали окружающую природу и применяли знания к облегчению страданий больных. Согласно мифам, основателем медицины были боги Шива и Дханвантари. Медицинские познания собраны в священных гимнах, именно в Яджурведе, которая составлена не раньше IX в. до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями.

На Индостане изобрели пластическую хирургию, описанную в трактате «Сушрута Самхита». Некоторые операции древних врачей хирурги делают и поныне. Индийцы, например, растягивая мочку уха, придавали ей новую форму; они делали новые носы пациентам…Подобные операции производились в Европе, начиная с XVI в.

Много сочинений было посвящено гигиене.

«Атхарваведа» — священный текст индуизма, одна из Вед, обычно располагающаяся на четвёртом месте в их нумерации. По индуистскому преданию, составлена двумя риши, Бхригу и Ангирасу. Часть «Атхарваведы» приписывается другим риши, таким как Каушика, Васиштха и Кашьяпа.

Индийский хирург Сушрута, живший в последние века до н. э., написал труд по медицине, в котором в том числе описаны 20 острых и 101 тупой медицинский инструмент. Даже по описанию инструментов было ясно, что они превосходят по конструкции аналогичные инструменты древних римлян, признанных великолепными хирургами. Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о времени собирания, способах хранения и приготовления их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных.

 

Градостроение

Мохенджо-Даро и Хараппа

Приблизительно с сер. III тыс. до н. э. до XVII—XVI веков до н. э. на северо-западе Индостана существовала высокоразвитая городская цивилизация, получившая название Хараппской. На обширной территории вокруг долины реки Инд, люди строили великолепные, хорошо спланированные уютные города и поселения, обрабатывали землю, разводили скот, занимались ремеслом, имели письменность.

Улицы городов были прямыми, дома строились из обожженного кирпича, а также, в основном в деревнях, из кирпича-сырца. Жилище обитателей Мохенджо-Даро, одного из городов-крепостей, состояло из двора, расположенного в центре, вокруг которого были комнаты, кухни и помещение для омовений. Ученые предполагают, что некоторые дома в Мохенджо-Даро могли быть двухэтажными. В крупных городах имелись системы канализации, общественные бани, бассейны, во многих жилых домах — колодцы, от каждого здания были проложены сточные трубы из обожженного кирпича.

Окруженные стенами города имели в центре мощные цитадели — великолепные образцы неприступных крепостей. В Хараппе стена вокруг цитадели и у основания имела 14 метров, высота ее даже сейчас, по прошествии четырех с половиной тысяч лет превышает, 15 м. Стены цитадели облицовывались обожженным кирпичом, укреплялись башнями. К северу от Хараппской цитадели располагались жилища ремесленников, мукомольни и зернохранилище площадью 800 кв. м.

Внутри цитадели в Мохенджо-Даро стоят большие сооружения, сложные по архитектуре. Например, здание так называемого «Большого бассейна» окружено верандой с колоннами, в нем много комнат для раздевания. Рядом стоит здание размерами в плане 81 на 23 метра — возможно это резиденция «верховного жреца» Мохенджо-Даро. В цитадели, находилось еще большее по площади и объему, чем в Хараппе, зернохранилище, а также многоколонный зал, вероятно для народных собраний…

О достижениях Хараппского государства можно говорить долго. Но даже из сказанного ясно, что обитатели северо-западного Индостана ни в чем не уступали египтянам и шумерам, иньцам и критянам, другим народам, взрастившим в IV—II тыс. до н. э. чудесные дерева в саду Мировой цивилизации, а в чем-то они и превосходили современников-землян.

Приблизительно в XVII—XVI веках до н. э. культура в долине Инда, прекратила существование по причинам экологического характера.

Хараппская ветвь Мировой цивилизации в некоторых отношениях связана с дохараппсской культурой Кот Дижи, открытой А. Кханом. Под слоями Хараппской культуры он обнаружил в местечке неподалеку от Хайрпура в Западном Пакистане комплекс с цитаделью в центре и предместьями для простого люда. Здания и постройки возводились на прочных каменных фундаментах. Жители знали гончарный круг, строили глинобитные стены. Нельзя сказать, что они являлись «прародителями» последующей культуры, но связь все же прослеживается.

Город Индрапрастха времён «Махабхараты»

В первой книге «Махабхараты», «Адипарве», в частности дается описание построенного в дремучих лесах Кхандавапрастхи, на месте современной столицы Индии Дели, города Индрапрастхи.

«Украшенный рвом, напоминающим море, и обнесенный стеною, простирающейся вверх до самых небес, светлый как белые облака или лучи месяца, этот прекраснейший город блистал, как Бхогавати1 змеями. Он был защищен воротами, страшными на вид, напоминающими двукрылых Гарудов, и главными воротами, подобными куче облаков и горе Мандаре, разнообразными и крепко запертыми, расположенными очень далеко друг от друга и снабженными (различными) орудиями (отражения). Уставленный метательными снарядами, похожими на двуязычных змей, снабженный башнями, расположенными близко одна от другой, он действительно сверкал, охраняемый воинами. Украшенный острыми крючьями, снарядами «шатагхни»2 и множеством (других) метательных машин, этот превосходнейший город блистал огромными колесами (тех сооружений). С большими, хорошо распланированными улицами, избавленный от превратностей судьбы, красующийся разнообразными белыми великолепными зданиями, город Индрапрастха выглядел подобно царству Индры. Как громадная куча облаков, пронизанная молниями, сверкал там на красивом и благоприятном месте дворец потомков Куру, полный богатства и подобный жилищу владыки сокровищ (Куберы).

Вокруг города были (разбиты) сады, дающие усладу.

И (сады те) кишели стаями разнообразных птиц, оглашались восторженными (криками) павлинов и всегда опьяненных кукушек. (Они были украшены) разнообразными домами, светлыми как зеркало, многочисленными беседками из лиан, чудесными картинными галереями и искусственными холмиками; разнообразными прудами, полными прозрачной воды, и прелестными озерами, которые благоухали лотосами и лилиями и были населены лебедями, утками и чакраваками. Там (были) также разные чудесные лотосовые прудки, окруженные группами растений, и прекрасные водоемы, большие и величественные. И меж тем как пандавы, о великий царь, жили в этом обширном царстве, населенном благочестивыми людьми, радость их неизменно возрастала.

(Махабхарата. Книга первая. Адипарва. Пер. с санскр. И комментарии В. И. Кальянов. Под ред. Академика А. П. Баранникова. М.—Л., 1950. С.520-521)

 

Хастинапур

Город, носящий имя слона - название города Хастинапура, столицы кауравов, из-за которой возникла великая война. Согласно легендам, город этот основан царем Хастином, сыном первого Бхараты, откуда и название его «Хастинапур», т. е. «город Хастина». Однако Махабхарата и Вишнупурана называют его «город слона», от слова hastin - «слон». Развалины Хастинапура находятся близ старого русла Ганги, в 106 км к северо-востоку от Дели. Согласно легендам, Хастинапур был смыт водами Ганги.

(Махабхарата. Книга первая. Адипарва. Пер. с санскр. и комментарии В. И. Кальянов. Под ред. Академика А. П. Баранникова. М.—Л., 1950. С.628-629)

Другие Города

Ахиччхатра - город с прилегавшей к нему областью, который был столицей северных пан чалов. Ахиччхатра отожествляется с нынешним Рамнагаром, расположенным в 37 км западнее Барели в Рохилькханде.

Бхогавати - город змеевидных демонов в подземном мире.

Варанаси - древнее название Бенареса, священного города хинду, называемого также Каши.

Варапавата - древнее название города Барнава, расположенного в 35 км к северо-западу от Мирута.

Вхагадатта - царь страны Прагджьйотиша, убитый Арджуной. Страна и город

Гайа - древнее название города в Бихаре, который почитается местом паломничества.

Гокарна - место паломничества, посвященное Шиве, ныне город Гендия (Гокарн), в провинции северной Канары (район Карвар), в 56 км от Гоа, между Карваром и Кумта.

Дваравати - город Дварака (совр. Дварка), столица Кришны.

Дварака, Дварика или Дваравати - столица Кришны, воздвигнутая на острове, посреди океана, которая, но преданиям, была после смерти Кришны разрушена морем. Ныне - город Дварка в западной части Гуджерата.

Джаландхар. Тригарта - «страна трех крепостей», древнее название княжества Джаландхара, являющегося частью района Лахора, а также название города Джаландхар близ западного берега Сетледжа в Панджабе. Тригарта была наиболее засушливой местностью в древние времена. Тригарты (мн. ч.) - название народа этой страны.

Индрапрастха - название столицы, основанной пандавами на берегу Ямуны (Джумны), где ныне расположен город Дели.

Кампилья - город на берегу Ганги, который был первой столицей южных панчалов. Кампилья отожествляется с нынешним Кампилом, расположенным между Будаоном и Фаррукхабадом в Соединенных Провинциях.

Каши - одно из названий Бенареса, священного города Индии.

Кичаки - название народа, занимавшего территорию, где был расположен город Экачакра (совр. Чакарнагар).

Маканди - город на берегу Ганги, с прилегавшей к нему областью. Маканди был второй столицей южных панчалов.

Матхура - древний город, расположенный на правом берегу Ямуны (Джумны), почитающийся местом рождения Кришны. В настоящее время Матхура - город и район в провинции Агра, являющиеся местом паломничества.

Меру - название мифической горы, на которой расположены небо Индры и города богов с их небесными обитателями. По мифологии хинду, Меру находится в Хималаях.

Потана - древнее название города Пайтхана, или Паттаны, расположенного на северном берегу Годавари в районе Аурангабада. Она была столицей царства Агсаки (Ашмаки) или Махараштры.

Прагджьйотиша находились на востоке в Комаруке на границах Ассама.

Пурандара - букв, «сокрушитель (вражеских) городов», эпитет бога Индры.

Саубха - название мифического воздушного города дайтьев на берегу океана, над которым властвовал царь Шальва. Кришна разрушает чудесный город Саубху при помощи своего диска и убивает Шальву.

Такшашила - город гандхарвов, который был расположен в нынешнем Панджабе и упоминается у Птолемея и других классических авторов под названием Таксила.

Трипура - букв. «тройной город», город дайтьев, сожженный Шивой.

Упаплавья - столица царства Вираты, царя матсьев. По соседству с Джайпуром, в 194 км южнее Дели, находится город Вират или Байрат, который, как предполагают, стоит на месте древней Упаплавьи.

Хастинапур. Город, носящий имя слона - название города Хастинапура, столицы кауравов, из-за которой возникла великая война.

Хираньяпура - название города асуров, якобы расположенного в воздухе.

Шуктимати. Чеди - название народа и страны, отожествляемой с нынешним Бунделькхандом и частью Центральных Провинций. Столицей Чеди считался город Шуктимати, а наиболее известными ее правителями - цари Дамагхоша и Шишупала.

Экачакра - город в стране кичаков, где по совету Видуры жили пандавы в период своего изгнания. Экачакру отожествляют с нынешним Чакарнагаром, расположенным в 30 км юго- западнее Итаваха.

Ямуна - древнее название реки Джумны, впадающей в Гангу у города Праяга (совр. Аллахабад).

Всего 30 городов, упомянутых только в первой книге «Махабхараты.

Паталипутра - город в Др. Индии, один из величайших городов древнего мира (занимал пространство прибл. в 16 Ч 3 км). По традиции, был основан при царе Аджашашатру в сер. 5 в. до н. э. как крепость против гос-ва Личчхавов и вскоре стал важнейшим в Сев. Индии центром торговли, ремесла и культуры и столицей гос-ва Магадха. П. была столицей империи Нандов, Маурьев, Шунгов, Гуптов. К концу правления Гуптов (5-6 вв.) П. пришла в упадок и превратилась в руины. Рядом с развалинами, у берега р. Ганга, выросла совр. Патна. Описания П. сохранились во мн. инд. источниках, у антич. авторов, кит. путешественников. Археол. раскопки вскрыли остатки деревянных и кирпичных строений дворца Маурьев, многочисл. памятники иск-ва. (Советская историческая энциклопедия).

Источник:

https://gufo.me/dict/history_encyclopedia/%D0%9F%D0%90%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%9F%D0%A3%D0%A2%D0%A0%D0%90

Согласно Арриану, стены города-крепости Паталипутры имели 570 башен и 60 ворот. Таких сооружений на планете было не много во все времена.

Вполне возможно, что те, кто дал определение науки (см. начало статьи), не воспринимали и не воспринимают градостроительство как науку. Строят и строят люди города, а наукой занимаются учёные.

Новинки военного дела

В «Махабхарате» рассказано о летательных аппаратах, этакие огромные ковры-самолеты, с которых воины обстреливали крепости. Наукой пока не установлено, могли ли древние индийцы делать подобные ковры..

О военном деле говорится в «Артхашастре» («Науке политики»), «Махабхарате», «Законах Ману» и в других трудах.

Древние индийцы первыми приручили слонов и стали использовать их в военном деле. Они прикрепляли на спине животного башню, в ней размещались стрелки из лука и метатели дротиков.

Во времена Александра Македонского в некоторых армиях индийских царств было до 50 (а то и больше) боевых слонов, несколько тысяч конников, до ста тридцати тысяч пехотинцев. Пехота являлась главным родом войск.

Индийские луки были в рост человека. Воин ставил один конец лука на землю, упирался в него ногой, натягивая тетиву. Стрелы индийских луков пробивали щиты и панцири. Но некоторые ученые древности отрицали данный факт, например, Квинт Курций Руф.

Пехотинцы имели длинные и широкие мечи, защищались высокими, узкими кожаными щитами.

Мысли древних мудрецов

А теперь мне бы хотелось представить читателю некоторые мысли народов Древнего мира.

 

Ригведа Мандалы IXX. М., 1999.

X, 129. Космогония


1 Не было не-сущего, и не было сущего тогда.
Не было ни воздуха, ни небосвода, за его пределами.
Что двигалось туда-сюда? Где? Под чьей защитой?
Что за вода была бездонная, глубока?

2 Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.
Не было ни признака дня (или) ночи.
Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно,
И не было ничего другого, кроме него.

3 Мрак был сокрыт мраком в начале.
Неразличимая пучина – все это.
То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту.
Оно Одно было порождено силой жара!

4 В начале на него нашло желание,
Что было первым семенем мысли.
Происхождение сущего в не-сущем открыли
Мудрецы размышлением, ища в сердце (своем).

5 Поперек был протянут их шнур
Был ли низ? Был ли верх?
Оплодотворители были. Силы увеличения были.
Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

6 Кто воистину знает, кто здесь провозгласит.
Откуда родилось, откуда это творение?
Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).
Так кто же знает, откуда он возник?

7 Откуда это творение возникло,
Было ли оно создано или же нет –
Кто надзирает за этим (миром) на высшем небе.
Только он знает или же не знает.

(Ригведа. Мандалы IX—X. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. X, 129. Космогония. М., 1999. С. 129)

 

I, 70. К Агни
1-2
Пусть одержим мы верх над многими молитвами чужого!
Пусть Агни прекраснопламенный добьется всего (для нас) –
(Тот,) кто знает божественные обеты,
Рождения рода человеческого.

3-4
(Тот,) кто зародыш вод, зародыш деревьев,
А также зародыш тех, что стоят, зародивши тех, что движутся,
Ему даже внутри скалы – (как в родном) доме.
(Он) как соплеменник у племен, бессмертный благожелательный бог.

 

7-8
Кого будут усиливать многие ночи, несхожие (с днями),
(То,) что стоит (и то,) что движется, (Агни,) произошедшего от вселенского закона,
Этот (Агни) преуспел, устроившись как хотар, как солнце,
Совершая все истинные дела.))

(Ригведа. Мандалы I—IV. Издание подготовила Т. Я. Велизаренкова. М., 1999. С. 87).

 

Таттва (санскр. tattva – тойность). Древняя Индия

Многозначный термин индийской философии, означающий 1) истину; 2) реальную природу вещей (чаще всего термин «таттва» допускает обе интерпретации); 3) начала мира, перечень которых составляет космологическую «константу» некоторых школ. Наиболее известен список 25 таттв доклассической (с основными вариациями 24 и 26) и классической санкхьи. Нормативный перечень включает Первоматерию-Пракрити, интеллект-буддхи, эготизм-аханкару, ум-манас,10 перцептивных и деятельных способностей-индрий, 5 ноуменов воспринимаемости-танматр и 5 материальных элементов-бхут, а также «чистый субъект»-Пурушу. В «Санкхья-карике» обыгрываются все три значения термина, когда утверждается, что медитативная интериоризация таттвы ведет к полному, чистому и абсолютному знанию (ст. 64). Шиваиты дополняют список таттв санкхьяиков еще 11 началами мира (начиная с Шивы и завершая «необходимостью»). В джайнской философии «таттва» иногда замещает термин, означающий категории (падартха). (В. К. Шохин. Новая философская энциклопедия в 4 томах. Т. 4. М.: Мысль, 2010).

 

Махабхарата

Когда-то, удивленные многообразием жизни, люди провозглашали: «Не вреди!» (Махабхарата. Книга третья. Лесная. Араньякапарва. М., 1987. С. 419)

 

Мир шарообразен

А ещё сказано, что «Мир шарообразен, как глаз вращаться должен он/ Замкнул его закон времён в орбите круговой». (Абу Абдулло Рудаки, О старости. В книге: Лирика. СПб, 2011. С. 33). Впрочем, об этом говорили, задолго до него, тот же Зенон из Китиона (ок. 333—262 гг. до н.э.), например, и другие греки гораздо ранее Китиона. Вспомним.

Пифагорейцы

По словам Диогена Лаэртского «Александр в «Преемствах философов» говорит, что в пифагорейских записках содержится также вот что. Начало всего – единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигуры; из них – чувственно-воспринимаемые тела, в которых четыре основы – огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон. Существуют даже антиподы, и наш низ – для них верх. В мире равнодольны свет и тьма, холод и жар, сухость и влажность; если из них возобладает жар, то наступит лето, если холод – зима, если сухость – весна, если влажность – осень, если же они равно-дольны – то лучшие времена года…» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Второе, исправленное, издание. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986. С. 313).

Считается, что идею о шарообразности Земли впервые высказал Пифагор, а записал Парменид.

 

Парменид

«… Ограничимся лишь ссылкой на заключительные слова богини справедливости, которая призывает «юношу» (Парменида) «. . . узнать все: Как бестрепетное сердце совершенно-круглой Истины, Так и мнения смертных, в которых нет истинной достоверности». (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 25).

«ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, IX, 21—23: Учеником Ксенофана был Парменид… Он первым выдвинул утверждение, что Земля шарообразна и находится в центре [Вселенной]… (Там же.. С. 274)

«Мнения философов (Стобей), I. 7. 26 («Что есть бог?»): Согласно Пармениду, -неподвижное, конечное, шарообразное». (Там же. С. 278)

 

Эмпедокл

СИМПЛИКИЙ. Комм, к «О душе», с. 70, 17: . . . Шара (Сфайрос), который Эмпедокл величает богом.

СИМПЛИКИЙ. Комм, к «О душе», с. 68, 2: Богом, по Эмпедоклу, Аристотель называет Сфайрос, который тоже состоит из элементов.

В столь сильную потаенность [?] Гармонии погружен Круглый Шар (Сфайрос), наслаждающийся радостным одиночеством. 93 (ср. В 27). (Там же. С. 351)

АХИЛЛ. Введение к Арату, гл. 6, с. 37, 11: Но лучше толковать так, что небо, равно как и находящиеся в нем тела, имеет шарообразную форму; как доказал Эмпедокл [следует фр. 95, 2]. (Там же. С. 351)

 

Гераклит

Гераклит считает признаком мудрости «внимать» логосу бытия и призывает согласиться, что «все едино» (В 50). (Кессиди Ф. Гераклит / Отв. Ред. А. Е. Зимбули. – 3-е изд., испр., доп. – СПб.: Алетейя, 2004. С. 59).

Для демонстрации противоречивого, парадоксального характера вещей и самой жизни Гераклит использует и другие наглядные образы: «Путь вверх и вниз — один и тот же» (В 59); «Одно и то же живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо первые, изменившись, есть те, и те, изменившись, есть эти» (В 88). (Там же. С. 71).

Следует знать,

что война — всеобща,

что справедливость — борьба,

что все возникает через борьбу и по необходимости.

(Там же. С. 73).

«Соединения бывают всего и не всего, сходного и различного, созвучного и разнозвучного; и из всего — единое и из единого — все» (В 10). (Там же. С. 93).

 

Пифагор

Пифагор учил о единстве (гармонии) противоположностей, рассматривая все вещи и весь космос как соотношение предела и беспредельного, ограниченного и безграничного. Более того, Пифагор и его школа создали даже таблицу десяти пар противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет и т. д.), некоторые из которых (например, единое и многое, прямое и кривое) встречаются и у самого Гераклита. (Там же. С. 60-61).

Эмпедокл

Под действием Злобы все [элементы] разнообразны и все порознь.

Под действием Любви они сходятся и вожделеют друг друга.

Из них — все, что было, что есть и что будет:

10 [Из них] произрастают деревья, мужчины, и женщины,

Звери, и птицы, и водокормные рыбы,

И долговечные боги, всех превосходящие почестями.

Они [=элементы] одни и те же, но, пробегая друг сквозь друга,

Они становятся различными-на-вид: столь меняет [их] смесь.

(Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 349)

 

Бескачественный шар (Сфайрос)

Филопон. Комм, к «О возникновении и уничтожении», с. 19, 3: Теперь Аристотель снова нападает на Эмпедокла по отдельности за то, что он противоречит и явлениям и самому себе. Явлениям он противоречит тем, что упраздняет качественное изменение, хотя оно очевидно, а самому себе — потому что, с одной стороны, полагает элементы неизменными и утверждает, что все возникает из элементов, тогда как сами они не возникают друг из друга; однако, с другой стороны, он говорит, что при господстве Любви все вещи становятся Одним и образуют бескачественный Шар (Сфайрос), предполагая, таким образом, что ни огонь, ни прочие элементы не сохраняют в нем [Шаре] своеобразия, и каждый из элементов теряет присущую ему форму (эйдос). (Там же. С. 350)

 

Рита

Обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Рита определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством Рита достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и Рита толковалась как истина в самом широком смысле. Противоположность Рита – анрита, неупорядоченность как лишённость Рита. Всеобщий характер Рита проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Рита была установлена адитьями, которые и охраняют её. Более всех богов связан с Рита Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между Рита и поступками людей. Рита не видима смертными: «закон сокрыт законом», т.е. Рита определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя. Даже деяния богов – не более чем частные проявления Рита. Посредством Рита регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов. В послеведийскую эпоху усиливается этическая интерпретация Рита. Понятие Рита восходит к индоиранским истокам и находит себе немало типологических параллелей: ср. др.-греч. Дике и т. п. (В. Н. Топоров. Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. Тома 1-2. «Советская энциклопедия». Т. 2. М., 2000).

А кто же сотворил риту? И зачем?

 

Лисид и Опсим

Мне возразят, что мол, математики придумали разные безжизненные аксиомы и манипуляции, что, мол, эти решения не имеют никакого отношения к реальности. Не могу с этим согласиться.

Вспомним древних греков Лисида и Опсима из Регия. «4.     АФИНАГОР, 5, с. 6, 15 Schw. [после 44 В 15]: Что касается Лисида и Опсима, то один из них определяет бога как неизреченное число, а другой — как разность между самым большим числом и ближайшим к нему. Но коль скоро самое большое число — десять (согласно пифагорейцам, оно является тетрактидой и содержит в себе все арифметические и гармонические отношения), а ближайшее, примыкающее к нему число — девять, то бог — единица (монада), т. е. один, так как самое большое число превосходит ближайшее к нему на самое маленькое, т. е. единицу». (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 447).

По поводу «неизреченного числа» вообще всё ясно. Если кто-то считает, что это не так, то пусть напишет формулу Бога, удовлетворяющую всех. то есть представит миру «Число изречённым».

Кроме того, я не могу согласиться с тем, что пифагорейцы были так наивны, считая число десять самым большим. Потому что они уже знали:

 

Ахиллес и черепаха (Самая ранняя формулировка апории приведена в «Физике» Аристотеля)

Есть четыре рассуждения Зенона о движении, доставляющие большие затруднения тем, кто пытается их разрешить… Второе — так называемый «Ахиллес»: оно состоит в том, что самое медленное [существо] никогда не сможет быть настигнуто в беге самым быстрым, ибо преследующему необходимо прежде прийти в место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда должно будет на какое-то [расстояние] опережать [преследующего]… (Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. АН СССР. Институт философии. Изд-во «Мысль». М. 1981. С. 199)

Когда был создан образ Ахилла?

Считается, что образ Ахиллеса (Ахилла) в апории Зенон взял из Илиады:

188-189. Гектора ж, в бегстве преследуя, гнал Ахиллес непрестанно.

Словно как пёс по горам молодого гонит оленя.<…>

199-292. Словно во сне человек изловить человека не может,

Сей убежать, а другой уловить напрягается тщетно, —

Так и герои, ни сей не догонит, ни тот не уходит.

(Гомер. Одиссея. Пер. В. А. Жуковского. М.: Эксмо, 2009. Книга в подарок. С. 466).

 

Можно ли разделить палку

«Если ежедневно делить пополам палку [длиною] в один чи, не закончить и через тьму поколений». (Чжуан-цзы. Путь полноты свойств. (перевод Л.Д. Позднеевой). М., 2006. С. 380).

Эта апория есть и у Зенона (или Парменида).

 

А значит, древние мыслители вплотную приблизились к теории пределов, они понимали, что в процессе деления палки пополам еще неразделенная её часть уменьшается бесконечно, что самое большое число «имеет право» постоянно увеличиваться, а ближайшее к нему число так же «имеет право» догонять его, приближаясь к нему все «теснее и теснее». Не такими уж они были наивными, чтобы не понимать этого, что, в частности, подтверждает и Аристотель в своей «Физике», например, в «Книге 8, Главе 8».

О прозрениях и находках древних в самых разных сферах деятельности и о том, почему же они не создали эту самую «Теорию пределов» с её головокружительными выводами, не запустили ракету, не сконструировали самолет, не изобрели огнестрельное оружие и т.д., и т.д. можно писать увлекательные серии книг, серьезных и познавательных, и даже развлекательных, и полезных одновременно. Та же майевтика Сократа, например, зачала современную «цифру», но с другими, более благородными целями.

К сожалению, все эти достижения древних родились не ко времени.

 

Неплохо бы помнить

О научно-популярной литературе, которая зародилась (в устном варианте, конечно же) задолго до описываемых событий, но в обозначенные века она достигла акме в таких работах, как, например, труд Тита Лукреция Кара «О природе вещей».

Мыслители Древнего мира дали прекрасные, поэтические, но очень точные, хотя и множественные, и многослойные определения таких понятий, как пустота, странник…

А уж о майевтике Сократа, зачинателя современной цифры, должен помнить любой обладатель всяких цифровых безделушек.

Об этике, как науке, которая зародилась в VIII-III вв. до н.э. во всех Цивилизационных центрах Земного шара.

О психологии.

 

Используемая литература

Абу Абдулло Рудаки. О старости. В книге: Лирика. СПб, 2011.

Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. АН СССР. Институт философии. Изд-во «Мысль». М. 1981.

Гомер. Одиссея. Пер. В. А. Жуковского. М.: Эксмо, 2009. Книга в подарок.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Второе, исправленное, издание. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986.

Источники: https://obzorposudy.ru/polezno/cto-oznacaet-nauka-kak-zizn-po-greceski

https://litpr.ru/kitajskaya-poetika/

https://gufo.me/dict/history_encyclopedia/%D0%9F%D0%90%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%9F%D0%A3%D0%A2%D0%A0%D0%90

Кессиди Ф. Гераклит / Отв. Ред. А. Е. Зимбули. – 3-е изд., испр., доп. – СПб.: Алетейя, 2004.

Козырева Т. В. «История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. Рецензент Доктор философских наук А. Э. Савин». Ханты-Мансийск. 2013.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.

Махабхарата. Книга первая. Адипарва. Пер. с санскр. И комменатрии В. И. Кальянов. Под ред. Академика А. П. Баранникова. М.—Л., 1950.

Новая философская энциклопедия. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1—4. — 2816 с. — ISBN 978-5-244-01115-9.

Ригведа. Мандалы I—IV. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1999.

Ригведа. Мандалы IX—X. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. X, 129. Космогония. М., 1999.

Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974.

Топоров В. Н. Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. Тома 1-2. «Советская энциклопедия». Т. 2. М., 2000

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989.

Чжуан-цзы. Путь полноты свойств. (перевод Л.Д. Позднеевой). М., 2006.

Шохин В. К. Новая философская энциклопедия в 4 томах. Т. 4. М.: Мысль, 2010