Александр Торопцев. Книга «История викингов» - Глава VIII. Справочная

E-mail Печать PDF
Оглавление
Александр Торопцев. Книга «История викингов»
Глава I. Вводная
Глава II. Римская держава и германские племена до III в. н.э.
Глава III. Великое переселение народов
Глава IV. От Карла Великого до Рагнара Кожаные Штаны
Глава V. Веер викингов
Глава VI От эпохи викингов к эпохе мировой распри
Глава VII. Европа после Эпохи викингов. XI – XV вв.
Глава VIII. Справочная
Оглавление
Все страницы

 

Глава VIII. Справочная

Словарик

 

Аббатство — крупный католический монастырь. Управляет им аббат или аббатиса. Они подчиняются епископу, а в некоторых случаях папе римскому. В средние веке аббатства играли заметную роль во всех сферах жизни. В эпоху Реформации их значение пошло на убыль. Некоторые аббатства сохранились до наших дней.

Аквитания – часть Галлии между Луарой и Пиренеями. В 56 г. до н. э. завоевана Цезарем, в V веке н. э. – вестготами, которые основали здесь Тулузское королевство. В 769 г. ее покорил Карл Великий. Каролинги владели Аквитанией до 877 года, после чего она стала герцогством. В 1137 г. присоединена к Франции, в 1154 г. перешла к Англии и лишь в 1453 г. окончательно воссоединена с Францией.

Артуровские легенды – народные предания кельтских обитателей Уэльса, ставшие основой многих поэтических сочинений, в центре которых — образ короля Артура, одного из королей бриттов (V – VI вв.), успешно боровшегося против англо-саксонских завоевателей. С именем Артура кельты связывали надежды на восстановление независимости. Об историческом Артуре упоминают с VII в. кельтские и бретонские барды, а также латинская хроника Гальфрида Монмаутского «История королей Британии» (около 1137 г.). Идеализированные Артур и рыцари «Круглого стола» — герои, воплощающие нравственные идеалы рыцарства. Легенды об Артуре были восприняты рыцарской западноевропейской поэзией. В Англии XIII – XIV вв. появились переводы романов «Артур», «Артур и Мерлин», «Смерть Артура» и др. На темы Артуровских легенд написан лучший английский рыцарский роман в стихах «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» (XIV в.). В XV в. Т. Мэлори создал роман «Смерть Артура».

Бавария – земля в Германии. Главный город Мюнхен. Название произошло от племени баваров. В VI в. они заняли часть римских провинций Реции и Норика. В том же веке было образовано герцогство. В 788 г. Карл Великий уничтожил его, подчинив землю Баварию государству франков. В 843 г. Бавария отошла к Восточно-франкскому королевству. В Х веке возродилась как одно из герцогств Германского королевства с резиденцией в Регенсбурге. До 1180 года в Баварии правили Вельфы. С 1180 по 1918 гг. – Виттельсбахи.

Баллада – лирический жанр в средневековой Европе, а также один из главных жанров поэзии романтизма, в котором работали Р. Бёрнс, Ф. Шиллер, И. В. Гете, А. Мицкевич, В. Жуковский и другие мастера слова XVII – XIX веков.

Баскония, Страна Басков, - историческая область на Севере Испании, у Бискайского залива. С I века до н. э. по V века н. э. находилась под владычеством Рима, упорно билась за свою независимость с вестготами и арабами, стал опорным пунктом Реконкисты.

Бастида – в средневековой Франции деревянное сооружение, воздвигаемое во время осады осаждающей стороной и имевшее вид двух или трехэтажной башни. Так называлась и обыкновенная сторожевая башня, каменная или деревянная, на городских стенах. В этом значении она называлась также Бастилией. Первое чаще употребляли на юге Франции, а второе на севере. В XI в. южные аббатства стали заселять новые земли, создавать селения. На определенной территории они строили церковь, принимали поселившихся здесь под покровительство, давали им льготы. Юг Франции быстро покрылся такими селениями. В XIII в., когда Альбигойские войны разорили только что обихоженные земли, а англичане заняли север страны, жители небольших городов и селений стали уходить в леса и в горы, образуя разбойничьи банды. Правительство вспомнило уже опробованный метод и занялось заселением земель. В определенном месте вбивался кол. Сенешаль под звуки труб объявлял поселенцам привилегии, и образованное селение называлось бастидой, которые всегда строились в плане в виде прямоугольника, окруженного валом, с башнями по краям и несколькими улицами внутри. В центре селения находилась площадь-рынок с ратушей.

Беневенто, лангобардский дукат (герцогство) - со второй половины VI века по VIII век; принципат (княжество) - с VIII века по 1077 год, с 1051 года находился под властью папы римского; с 1077 года - владение папства.

Бенефиций – в раннем Средневековье в Западной Европе земельное владение, жалованное крупным феодалом (или королем) своему вассалу на условии несения службы, военной или административной.

Берсерк – подверженный приступам бешенства, вероятно, психически не здоровый человек, страдающий недугом, схожим с ликантропией или амок (у малайцев). Во время прступа болезни человек делался нечувствительным к боли и верил в то, что он превратился в волка или медведя. Берсерков звали также «волчьи шкуры». Само слово «берсерк» означает «медвежья шкура». В сагах берсерки являются также разбойниками, притесняющими мирных жителей, вызывающие их на поединок, отнимающие у них добро и жен.

Божий суд, или ордалия, (англосакс. ordаl – приговор, суд) – в средневековой Европе допускался, когда исчерпывались все обыкновенные средства суда, и стороны апеллировали от суда человеческого к Суду Божию. Формы его были различными. Обычно обходились жребием, присягой, ордалией и судебным поединком.  Ордалии – это испытания огнем и водой. При испытание огнем человек держал руки на огне, или переходил огонь в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском), или держал руками раскаленное железо. При испытании кипящей водой обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя кольцо из сосуда с водой. При испытании холодной водой связанного обвиняемого бросали в воду, и если он шел ко дну, то считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным. С принятием христианства появилось испытание крестом: истец и ответчик ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или падал, тот считался виновным. Русская Правда упоминает испытание железом и водой. Об ордалиях говорится в договорах русских с немцами (XIII в.). Вообще ордалии существовали у всех народов в первый период их жизни. В древнейшее время Судами Божиими ведали жрецы. Католическая церковь сначала тщетно боролась с ними, затем их под свое покровительство. В церквах находились священные орудия испытаний, которые производились при соблюдении известных церемоний…

Бонды – в скандинавских странах в раннее средневековье все свободные люди, имевшие хозяйство и не принадлежавшие к знати. По мере социального расслоения из среды бондов стали выделяться зажиточные собственники и обедневшие крестьяне. Бонды не были закрепощены и считались свободными. Тем не менее они были сословно неполноправными и подвергались феодальной эксплуатации либо со стороны собственников земель, на которых они сидели, либо со стороны государства.

Бретонская марка (Бретань) – историческая провинция во Франции, входившая в галльскую Арморику. Названа в честь бриттов, переселившихся сюда из Британии. В VII веке галльское население было полностью отодвинуто на восток. Во времена Карла Великого превратилась в Бретонскую марку, во главе которой был назначен Роланд.

Бургундия – историческая провинция во Франции, в бассейне Сены. В V-VI вв. здесь было королевство Бургундия с центром в Лионе, в X-XIV – королевство Бургундия с центром в Арле, графство Бургундия, герцогство с центром в Дижоне – в IX-XV века. В 1477 г. со статусом провинции Бургундия вошла в состав Франции.

Былины – эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом XI – XVI вв.

Валлис – древнее название Уэльса, административно-политической части Великобритании, расположенной на полуострове Уэльс, на западе острова, и прилегающем к нему островом Англси. Еще в середине I тысячелетия до н. э. эту местность заселили кельтские племена кимров. В V - VI вв., во времена англо-саксонского завоевания Альбиона, сюда были оттеснены бритты, кельтские племена. Тоже самое произошло и в XI веке после вторжения на остров нормандцев во главе с Вильгельмом Завоевателем. В конце XIII века Англия завоевала Уэльс, который до 1536 года был княжеством. С 1301 года наследники английской короны носят титул "принца Уэльского".

Валлийцы – народ, проживающий на западе Великобритании, в Уэльсе и графстве Монмутшир. Являются предками кимров, горцев Уэльса, и смешавшихся с ним бриттов, кельтских племен, отброшенных саксами и англами в горы Уэльса из юго-западных областей Альбиона. Окончательно покорились пришельцам с материка лишь в XIII веке, то есть спустя VIII веков.

Варварские правды – записи обычного права германских племен V – IX веков, такие, как Вестготская, Бургундская, Салическая правды.

Варварство – термин, обозначающий в исторической периодизации установившейся в XVIII веке, среднюю из трех эпох: дикость, варварство, цивилизация. Л. Г. Морган обозначил этим термином эпоху, начинающуюся с изобретением гончарного производства и завершившуюся появлением письменности.

Варвары – все чужеземцы для греков и римлян, говорившие на непонятном для них языке. В переносном смысле слово означает – некультурные, грубые люди.

Великая война 1409 – 1411 гг. – война, которую Тевтонский орден вело против Польского королевства, и Великого Княжества Литовского. Рыцари проиграли Грюнвальдскую битву в 1410 г., потеряли ряд территорий, уплатили победителям контрибуцию.

Великая Хартия вольностей – грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным в 1215 г. Она ограничивала в правах короля, предоставляла привилегии рыцарству, зажиточному крестьянству, городам.

Верность конунгу – ритуал выражения верности дружинником вождю состоял в том, что воины должны были взяться за меч конунга. После этого они становились его людьми.

Верденский договор 843 г. – договор о разделе империи Карла Великого между его внуками.

Вехи из ветвей орешника – вехи, которые служили границей места суда или места битвы. Орешник, согласно верованиям скандинавов, обладал магической силой.

«Вечный конунг» - датский конунг Кнут Великий, который после смерти был провозглашен святым. Он считался «вечным конунгов» и покровителем Норвегии.

Вёльва – прорицательница, колдунья, занимающая в языческом скандинавском обществе почетное положение. Это слово произошло от слова жезл, с помощью которого вёльвы колдовали и на котором они, как считалось, ездили верхом.

Взяточничество – взяточничество и подкуп судьи считались в древней Исландии тяжким преступлением.

Вне закона – согласно древнеисландским законам, объявление вне закона являлось пожизненным. (См. «Человек вне закона»).

Воинская повесть – жанр древнерусской литературы, распространённый в XI – XVII вв. Основу Воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов.

Время – сутки в Исландии измерялось количеством ночей, годы – количеством зим.

Галисия – историческая область Испании, у Атлантического океана. В древности эту землю населяли кельтские племена. Во II-I века до н. э. ее завоевали римляне. В V-VII вв. ею владели свевы и вестготы. В VIII веке Галисия боролась за независимость с арабами. В 718-739 гг. завоевала свободу вместе с Астурией и вошла в королевство Астурия-Леон. В IX веке сюда стали врываться грабители норманны. В 1072 г. Галисия вошла в состав Кастильского королевства. В конце XV века – стала частью объединенной Испании с целым рядом автономных прав.

Галлия – в древности так называлась территория между реками По и Альпами (Цизальпинская Галлия) и между Альпами, Средиземным морем, Пиренеями и Атлантическим океаном (Трансальпинская Галлия). В VI веке эта территория была заселена кельтскими племенами, которых римляне назвали галлами. Приблизительно в 220 г. до н. э. римляне покорили Цизальпинскую Галлию, а в 58—51 гг. до н. э. Цезарь завоевал Трансальпийскую Галлию. В начале V века н. э. в Галлию хлынули германские племена.

Гезиты – в раннем Средневековье дружинники на Альбионе. Они составляли окружение  князей англов, саксов и ютов, завоевавших остров в V-VI вв., костяк войска захватчиков.

Годи – в языческие времена в Исландии жрец, обладавшие властью в своем округе, т. е. годорде. Годорд передавался по наследству, но иногда его покупали или уступали.

«Гости» - дружинники норвежского конунга, которых он посылал с поручениями. Они занимали менее привилегированное по отношению к телохранителям положение.

Готы – воины. Название германских племен, известных своей воинственностью, стало в скандинавских странах в Средние века нарицательным.

Гулатинга законы – сборник правовых обычаев в области Гулатинга в Юго-Западной Норвегии, записанный в конце XI или начале XII веков. Обычаи, зафиксированные в законах гулатинга, отражают обычаи родового строя и переходного периода - к феодализму. В 1274 г. в стране были изданы обще норвежские законы, и законы Гулатинга утратили свою силу.

Дакия – область, занимавшая большую часть современной Румынии. В 106 г. н. э. присоединена к Римской империи Траяном. Имела важное стратегическое и экономическое значение для Рима. Земля здесь плодородная. Кроме того, в Дакии имелись богатые золотые рудники. Во времена Адриана начались вторжения варваров в Дакию. Сюда вторгаются готы, карпы, гепиды, сарматы. В 271 г. император Аврелиан оставил левобережную часть Дакии и вывел население и войска на правы берег Дуная. Дакия — первая провинция, которую римлянеуступили варварам.

Даневерк – древний пограничный вал длиной 15 км длины и высотой 8-13 м, построенный датчанами от саксов, ободритов и вендов приблизительно в 808 г. Вал имел одни ворота, простирался на северном берегу Эйдера от Балтийского до Северного моря в том месте, где Ютландский полуостров имеет наименьшую ширину. В 974 г. Оттоном II разрушил Даневерк. Лишь в XII в. Вальдемар Великий восстановил укрепление, присоединив к нему каменную стену. Королева Маргарита в XIV в. его усилила, но затем Даневерк пришел в упадок и потерял военное значение. После Шлезвигской войны 1848 г., датчане укрепили Даневерк мощными сооружениями. За ними в начале войны 1864 г. укрылась датская армия, но вскоре она без боя сдала Даневерк немцам, которые и снесли укрепления.

Дань в Норвегии – после образования норвежского государства право на собирание дани с лопарей и на торговлю с ними стало государственной монополией. В качестве дани лопари платили ценные меха, которые являлись важным источником государственного дохода.

Дарение – в средневековой Скандинавии дарение предполагало ответный подарок.

Двенадцать берсерков конунга – двенадцать самых сильных берсерков, которые составляли отряд телохранителей у многих знаменитых норвежских конунгов.

Двойное питание – викинги питались два раза в день. Утренняя еда (обычно около 9 утра) являлась и завтраком и обедом. Ужинали викинги вечером.

Дети на воспитание – знатные люди в средневековой Скандинавии обязаны были отдавать своих детей на воспитание менее знатным людям.

Дни перехода – в Норвегии и Исландии существовали четыре дня в конце мая, т. е. за месяц до альтинга, в течение которых зависимые люди переходили от одного хозяина к другому.

Драпа и флокк. Драпа – основная форма скальдической хвалебной песни. В её структуре обязательно были несколько вставных предложений («стев», то есть припев), которые делили драпу на несколько отрезков. Стев мог не соотноситься по содержанию с темой драпы. Стев отличает драпу от флокка, цикла вис, не разбитых стевом. Драпа считалась более торжественной, чем флокк. Драпа и флокк состоят из самостоятельных метрически и содержательно вис, и в хвалебных песнях никогда не бывает ничего похожего на сюжет. Единственная последовательность, которую можно проследить — это хронология описываемых событий. В драпах говорится всегда о современных скальду событиях, очевидцем которых он был или о которых слышал от очевидцев.

Дружина конунга – верхушка норвежской знати была организована в дружину, которую возглавлял конунг.  Существовал «дружинный устав», в котором были расписаны ранги и права членов дружины, определено их жалование, получаемое от конунга.

Друиды – жрецы кельтских народов, обитавших в Галлии, Британии, Ирландии. В I в. до н. э., когда на Альбион ворвались легионы Цезаря, друиды вместе с племенной знатью правили страной. Они не только ведали религиозными обрядами, но и отвечали за многие светские дела, являясь судьями и врачами, прорицателями и учителями и играли большую роль в политике вождей племён. Их учение, по мнению древних авторов, чем-то было похоже на учение пифагорейцев. Но, к сожалению, до наших дней не дошли труды тех и других. Во времена римских императоров Теберия и Клавдия друиды лишились всяческих привилегий, перестали быть особым сословием и превратились в странствующих прорицателей. Христианство на «островной Европе» развивалось неспешными, по сравнению с Западной Европой, темпами и по своим линиям. Может быть, потому влияние друидов на все сферы жизни обитателей острова сохранялось вплоть до вторжения на Альбион норманнов во главе с Вильгельмом завоевателем. Римляне иной раз тоже не церемонились с друидами, о чём свидетельствует, например, история восстания Боудикки (или Боадицем). Чисто языческая ярость, с которой восставшие резали римлян и точно такая же злоба взбешённых карателей Светония Паулины резко отличается от манеры поведения, способов достижения целей, религиозной опоры тех, кто ринулся из Франции на Англию во главе с Вильгельмом Завоевателем. Если римлянам вполне хватало моральной покорности альбионцев (чем бы завоёванные народы не тешились, лишь бы исправно платили налоги, немалые, нужно сказать), то норманнам, получившим благословение Папы Римского, нужна была полная духовная покорность. Но возможно ли народ покорить духовно и окончательно? Школы друидов располагались вдали от людских жилищ, в пещерах, либо в лесных чащах. Знания передавались устно. Ученики познавали секреты дендрологии, астрологии, природы, человека, общества. Учеником друида мог стать ребенок друида, воина и простого общинника, не бедного, потом у что расходы на обучение были большие. Друиды знали греческое и латинское письмо, но записывать знания считали делом греховным. Одной из основ учения друидов являлась вера в бессмертие души.

Духовно-рыцарские ордена - военно-монашеские организации западноевропейского рыцарства, создавшиеся в XII - XIII вв. во время крестовых походов. Целью создания духовно-рыцарских орденов были защита и расширение завоеванных крестоносцами владений, помощь тем, кто пострадал во время битв и сражений, кто прибывал к гробу Господню из Европы как паломник. Впрочем вскоре цели орденов стали меняться. Рыцари думали больше о благах на земле, чем о служении Богу. Наиболее крупные ордена6 иоаннитов, тамплиеров, Тевотонский орден.

Ерсика, Герцике,  - древний экономический, политический и культурный центр латгалов, упоминаемый в «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского (XIII в.). Князь Ерсикит, Всеволод, был вассалом полоцкого князя. Остатки Ерсики (городище и примыкающие к нему селище и могильник) находятся на правом берегу р. Даугава (Прейльский район Латвии).

«Завязки мира» - завязки на ножнах, которые во время тинга необходимо было держать завязанными.

Законоговоритель – всеисландский старейшина, избиравшийся сроком на три года. Обязан был знать и помнить законы и возвещать их со Скалы Закона на Полях Тинга. Обычно его избирали несколько раз кряду.

Инвеститура (в переводе с латинского означает обладаю) – в средние века в Западной Европе означала акт введения вассала во владение феодом, получаемым от сюзерена. Это - так называемая светская инвеститура. Духовная инвеститура означала акт утверждения епископа или аббата в духовном сане. В XI - XII вв. между императорами "Священной Римской империи", которые, начиная с Оттона I осуществляли инвеституры духовных лиц и, естественно, ставили их в зависимость от себя, и папами римскими шла упорная борьба. В 1122 г. в городе Вормсе был заключен так называемые Вормский конкордат, согласно которому императоры отказались от духовной инвеституры, передав это важное дело папам римским. При этом в Германии король имел право принимать участие в избрании епископов и аббатов. Но в Италии и Бургундии он данного права лишился.

Индульгенция - полное или частичное прощение грехов, даваемое католической церковью верующему. В XII в. церковь стала массово торговать индульгенциями, что составляло весьма значительную часть дохода церкви. И в ХХ веке эта практика приносила папству немалую прибыль.

Интердикт - временный запрет католической церкви совершать на определенной территории богослужение и религиозные обряды. Налагается папой, иногда епископом. В XI -XII вв. использовался достаточно широко.

Исландский двор – состоял из нескольких построек, примыкающих друг к другу. Каждая из них имела свою крышу. Стены делались из глины, окон не было. Посредине главного дома на находился очаг. Дым из него выходил через отверстие на крыше. По бокам, вдоль стен, сооружался настил для сна. В другом доме вдоль стен сооружались сиденья, перед которыми стояли столы для еды. Остальные постройки служили хозяйственным целям.

Йоль – языческий праздник середины зимы в Норвегии. После христианизации этим же словом стало называться праздник Рождества Христова.

Каледония – древнее название северной части Альбиона, за заливом Фортским. Отождествляется с современной Шотландией. Каледонский лес впервые упоминается в "Естественной истории" Плиния. Каледония встречается в рассказе Тацита о походах Агриколы. В 54 г. вождь каледонских племен Галгак был разгромлен Агриколой, потеряв 10 тыс. убитыми. При Антонине успешно бился с каледонцами Лоллий Урбик, построивший Антонинов вал. Попытка императора Севера в 208 г. окончательно покорить Каледонию не удалась якобы из-за труднопроходимости гор. Это, конечно, отговорка. Помнится, Ганнибала не смогли остановить Альпы. Его остановил римский народ… Позже Каледония исчезает из произведений историков и писателей, на сцену с конца III в. выступают пикты.

Катары – приверженцы ереси, распространившейся в XI-XIII вв. в Италии, Фландрии, Южной Франции и в некоторых других странах Западной Европы в среде ремесленников и крестьян. Они считали, что материальный мир породил дьявол, являлись сторонниками аскетизма, критиковали духовенство. Вероучение катаров стало идеологической основой ереси альбигойцев. Катары создавали школы, переводили Евангелие на народные языки. В XII в. они создали свою церковь, которая в Италии и Южной Франции имела большой авторитет среди населения, а в некоторых итальянских городах катары даже взяли на некоторое время власть. В 1181 г. римская церковь организовала военных поход против катаров Лангедока. Результат его для римской церкви был не очень хороший. И тогда папство начало активную борьбу с катарами, в чем огромную роль сыграла инквизиция. Беспощадными и бескомпромиссными были Альбигойские войны.  В XIII веке ересь была уничтожена.

Керлы, кэрлы – свободные соплеменники Альбиона, составлявшие вместе с эрлами основу англо-саксонского общества. Они жили большими семьями, имели крупные наделы. Основой военной организации англо-саксонского королевства было ополчение. Здесь важно отметить то, что ополченческий принцип военной организации, с которым на Альбион в V веке нашей эры ворвались племена англов, саксов и ютов, оказался боеспособнее военной организации местных кельтских племён, которая если верить дошедшим до наших дней легендам, больше напоминала… дружинную идею. Например, в легендах о короле Артуре (а  в настоящее время многие учёные склонны считать, что такой вождь у бриттов действительно был, битву при Бадене в 529 году он выиграл…) можно увидеть и отборное войско, и рыцарей (не в полном смысле этого слова, но всадников), своего рода гвардию – приближённых короля Артура, с которыми он любил пировать за круглым столом… История иной раз совершает  потрясающие кульбиты, сальто-мортале! Дружины (либо нечто похожее принципиально) проигрывают войну ополченцам, которые привели на остров Генгиста и Горза в V веке, а ещё через пять сотен лет ополченческая структура военной организации английского короля Гарольда (и, главное, всего Альбиона) проигрывает битву при Гастингсе, а затем и долгую упорную войну норманнам во главе с Вильгельмом Завоевателем, войско которого по структуре своей чем-то очень напоминало войско короля Артура!! История повторилась, но с точностью до наоборот. Зачем она это сделала? Затем, чтобы люди не влюблялись в те или  иные догмы, не следовали за ними слепо, чтобы люди думали.

Клермонтский собор – церковный собор, созванный папой Урбаном II в 1095 г. во французском городе Клермоне.На нем присутствовали светские феодалы, рыцари, вельможи. Собор решал административные и политические задачи церкви. Клермонтский собор, например, отлучил французского короля Филиппа I  от церкви за развод с женой. После окончания заседания Клермонтского собора папа провозгласил крестовых поход против «неверных», положив тем самым начало эпохе Крестовых походов.

Клюнийская реформа – реформы в X – XI вв. в католической церкви. Движение за преобразования в церкви возглавило аббатство Клюни. Сторонники реформы требовали суровый режим в монастырях, независимость их от светских властей и от епископов, непосредственное подчинение папе, запрещение симонии, соблюдение целибата… Папство использовало это движение в борьбе с императорами «Священной Римской империи» за инвеституру.

Клятва о мире – ритуальный текст из аллитерированных формул, который приносили в Исландии при заключении мировой или по окончании смуты. Перечень формул в клятве составляет подробное описание мира. Этот прием позволял провозглашать обязательную силу и всеобщность клятвы для всех членов общины во всех возможных ситуациях.

Книга Страшного суда – свод материалов всеобщей поземельной переписи, проведенной в Англии в 1086 г. и включившей много ранее свободных крестьян в состав вилланов, лично свободных, но зависимых от феодалов держателей земли. Перепись была проведена через двадцать лет после нормандского завоевания Англии. В самом названии Книги Страшного суда отражено отношение народа к этому государственному акту.

Кольцевая клятва – клятва, которую приносили в древней Исландии несколько человек, кладя руки на посвященное богам кольцо.

Конунг – военный вождь в раннесредневековой Скандинавии, а чуть позже – король, глава государства.

Корабли бондов – жители прибрежных районов Норвегии были организованы в корабельные округа и обязаны были строить за свой счет боевые корабли, поставлять на них людей и снабжать их продовольствием. Такой флот составлял часть ополчения, созываемое в опасные моменты конунгом.

Кормление дружины – для содержания своей дружины норвежские конунги разъезжали по стране, останавливались то тут там, и местные бонды обязаны были кормить его воинов.

Крепости в древней Исландии – крепости, сооружаемые вокруг хуторов. Они представляли собой редуты с рвом и стеной из необработанного камня. Реже сооружался вал с насыпью. Остатки древних крепостей сохранились до наших дней.

Лен – произошло от немецкого слова одалживать – земельные владения в средневековой Германии, пожалованные кому-либо на условиях выполнения военной, государственной или административной службы. В XIII веке в Германии сложилось ленное право, вышло несколько судебников: «Саксонское право», «Швабское право», в которых различались лены церковных и светских князей, лены графские, бурговые и другие. Ленное право в основном сохранялось до конца XV века, а в отношениях императора с князьями до упразднения «Священной Римской империи».

Лендрман – знатный человек, предводитель местного населения, приносивший присягу верности конунгу. Обычно лендрман получал от конунга землю.

Лето – по исландскому календарю лето начиналось в четверг перед 26 апреля, а зима – в субботу перед 28 октября.

Лёгретта – законодательный совет, состоявший из всех годи Исландии и собиравшийся на альтинге.

Лимес – во времена Римской империи так называлась укрепленная граница Римского государства, состоявшая из широкого и высокого вала, рвов, сторожевых башен, палисадов и кастелов. Наиболее известны лимесы были сооружены в Британии, а также в Верхней Германии и Реции. Они существовали почти до 260 года. В Германии лимесы, а значит и римская граница, проходила от Регенсбурга до Лорха, затем до Оденвальда и Таунуса и далее до Кельна. Остатки римских лимесов в Германии называют «чертовой стеной»

Ломбардская лига – союз городов Ломбардии в Северной Италии, созданная для борьбы против «Священной Римской империи», императоры которой пытались установить господство на севере Апеннинского полуострова, и существовавшая в XII – XIII вв.. Длительная и упорная борьба закончилась победой городов, отстоявших свою независимость.

Лотарингия – историческая провинция на востоке Франции, в бассейне реки Мозель. В IX веке в бассейне нижнего и среднего течения Рейна существовало Лотарингское королевство. С X века - герцогство. В 1766 г. Лотарингия вошла в состав Франции.

Майские поля – ежегодные смотры войска. проводимые королями Франкского государства в VIII – IX вв. обычно в мае. До этого смотры проводились в марте («мартовские поля»). Перенос времени смотра ученые объясняют тем, что основной ударной силой франков стала конница, а коней нужно было кормить – в мае уже был подножий корм.

Марка золота – марка золота в Скандинавии составляла около 215 г. Она делилась на 8 эйринов или 240 пеннингов. На одну марку в Средние века можно было купить трех-четырех коров. На полмарки можно было содержать одного малолетнего ребенка в течение года.

«Место мира» - место проведения тинга считалось у скандинавов «местом мира». Сюда нельзя было приходить в с оружием в руках.

Министериалы (в переводе с позднелатинского слово означает служба, должность) – слуги с служилые люди в средневековой Западной Европе, выполнявшие в том числе и военную службу. Они набирались из несвободных людей, получали за службу участки земли, лены. В XII-XIII вв. министериалы добились свободы и частично вошли в дворянское сословие, чему, главным образом способствовала их рыцарская военная служба.

Мудрые люди – представление о «мудрых людях» у исландцев ассоциировалось с теми, кто писал исторические сочинения. Первых исландских историков так и называли: Сэмунд Мудрый, Ари Мудрый.

Надругательство над мертвецом – в древней Исландии считалось тяжким преступлением. Если труп врага оставляли под открытым небом, то это приравнивалось к надругательству и давало повод для иска со стороны умершего.

Наемные работники – они обычно нанимались на год. Хозяин содержал работника за свой счет, обеспечивал ему правовую и фактическую защиту Работник выполнял положенную работу и сопровождал хозяина на тинги. Иногда работники нанимались на полгода.

Нейстрия – западная часть королевства Меровингов, расположенная между реками Шельдой и Луарой. В 561 г. стала самостоятельным королевством. В 687 г. вошла в состав Австразии.

Нибелунги – легендарные обладатели чудесного золотого клада, история борьбы за который является темой германского эпоса: Эдды Старшей, Песни о нибелунгах.

Ниды, хулительные стихи – отдельный жанр скальдической поэзии. По форме они не отличаются от других отдельных вис, по содержанию могут отражать те же ситуаций, но описанные негативно. Отношение к нидам было очень серьёзным, им приписывалась магическая сила, и осмеяние, заключённое в усложненную, сознательно затемненную форму, воспринималось как заклинание. Тогда как в драпе предметами традиционного восхваления были доблесть и щедрость мужчин и красота женщин (чаще в отдельных висах), в ниде использовался мотив травестирования - худшая из «непроизносимых речей» древнего скандинава.

Нортумбрия – самое северное англо-саксонское королевство. Образовалось путем слияния двух независимых королевств Берниции, основанного в 547 г., и Дейры, основанного в 559 г., при короле Этельфриде приблизительно в 605 г. Вели длительные войны с соседями, в том числе с Мерсией, расширяла свою территорию. В 829 г. покорена Уэссексом. В конце IX века почти все земли Нортумбрии захватили датчане. В 924 г. вновь присоединена к Уэссексу. В 954 г. окончательно вошла в состав объединенной Англии.

Обед мщения – «У знаменитых людей был обычай приносить обед отомстить за того, кто умрет раньше: надо было пройти под тремя слоями дерна, и в том состояла клятва… Из земли вырезали три длинных пласта дерна; концы их должны были оставаться в земле, а середина приподнята, чтобы можно было пройти под ними». (Исландские саги. Пер. с древнеисландского. М., 2000. С. 120).

Оффы вал – построенный королем Оффой в VIII в. пограничный вал между Mepcиeй и Валлисом, от устья Ди до устья Северна. Был окружен рвом. Сохранился отчасти в окрестностях Монгомери.

После убийства врага – тот, кто убивал своего врага, обязан был завалить тело убитого камнями или землей, чтобы труп не растерзали звери или птицы.

Похороны преступников – по древненорвежским законам преступников хоронили не на кладбище, а на берегу моря, в том месте, «где встречается морская волна и зеленый дерн».

Право ношения оружия – право носить оружие, согласно древнегерманским обычаям, получали мальчики, достигшие двенадцатилетнего возраста.

Прованс – историческая провинция на юго-востоке Франции, в Альпах, у Средиземного моря. Во второй половине IX века была королевством, с Х по XV века – графством в составе «Священной Римской империи». В 1481 г. присоединена к Франции.

Пятый суд – своего рода верховный суд в Исландии, учрежденный в 1014 г. при законоговорителе Скафти.

Ратная (боевая) стрела – стрела, которую вожди в Исландии рассылали по стране, призывая воинов к оружию. Этот способ собирания войска известен издревле в разных странах. Например, в Раннем Средневековье вожди германских и славянских племен рассылали по стране копье, и все мужчины ростом не ниже этого копья обязаны были явиться к вождю.

Ретийский вал – один из Римских валов в Германии длиной 174 км, который тянулся от Лорха до Дуная выше Регенсбурга.

Риббальды – наемные воины. В XIII в. в Норвегии и во Франции риббальдам и назывались разбойников. Иоанн Безземельный нанимал риббальдов в свое войско. В 1200 г. он заключил мир с французским королем и в 1201 – 1202 гг. отправил более 150 риббальдов норвежскому конунгу Сверриру в Берген.

Рыцарское воспитание – особая система рыцарского воспитания обеспечивала необходимую физическую закалку будущих рыцарей и способствовала распространению в среде рыцарской молодёжи норм рыцарской морали. Начиная с 7 лет сыновья рыцарей выходили из-под попечения женщин и под руководством старших мужчин (часто — будущего сеньора) овладевали умением ездить верхом, фехтовать, стрелять из лука, охотиться и т.д. Священнослужители знакомили их с основами грамоты и христианского вероучения. Находясь при дворах крупных феодалов, рыцарские сыновья привлекались к исполнению обязанностей пажей, а после 14 лет — и оруженосцев. После 21 года им предоставлялась возможность посвящения в рыцари, которое, символизируя принятие в состав привилегированного социального слоя, оформлялось особой торжественной процедурой (в сложившемся виде она включала: опоясывание мечом, надевание шпор, производимый сеньором символический удар по плечу посвящаемого рукой или плоской стороной меча, демонстрацию воинской выучки и клятву перед лицом священника соблюдать требования рыцарской чести). Однако реально воспользоваться этой возможностью могли лишь те из рыцарской молодёжи, которые обладали материальным благосостоянием, достаточным для приобретения коня и вооружения. Важную форму распространения в среде рыцарской молодёжи социально-этических идеалов рыцарства представляли турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве. Победитель турнира добивался славы, получал денежную награду.

Рыцарство – привилегированный социальный слой в странах Западной и Центральной Европы в средние века. Были связаны с сеньорами вассальными отношениями, получали земельные феоды, несли за это воинскую службу в коннице. Рыцарь приобретал коня, дорогое тяжелое вооружение, получал рыцарское воспитание, участвовал в турнирах и в войнах.В XV – XVI вв. стало распространяться огнестрельное оружие, и роль рыцарей в военном деле сошла на нет, а рыцарство составило основу дворянского сословия. Близкими  к европейским рыцарям по положению были самураи Японии, раджпуты и сипахи в Индии. Европейские рыцари были главными героями походов, битв и сражений во время Крестовых походов.

Сага – древнеисландское прозаическое повествование. Сохранились письменные саги, записанные во 2-й половине XII – XIV вв. Наиболее своеобразные из них — так называемые родовые саги, или «саги об исландцах»; их часто имеют в виду, когда говорят «исландские саги» или просто «саги». РВ основе сюжетной канвы почти всех этих саг — родовые распри. Авторство их не установлено. Вторая группа — «саги о королях Норвегии»; среди авторов — Снорри Стурлусон (1178—1241) и Стурла Тордарсон (ум. в 1284 г.). Источниками королевских саг служили устные предания, поэзия скальдов, рассказы очевидцев, документы. Третья группа — саги о епископах, о вождях Исландии, написанные преимущественно свидетелями событий, имеют характер хроник. В некоторых из них заметны религиозно-моралистические тенденции. Прозаические переводы рыцарских романов также называют рыцарскими сагами. Слово «Сага.» было применено в русском переводе также к ирландскому эпосу.

Свитьод – древнее название Швеции.

Священная Римская империя – средневековая империя, основанная в 962 г. германским королем Оттоном I, подчинившим Северную и Среднюю Италию вместе с Римом. Включала ряд других стран Западной и Центральной Европы, а также земли полабских крестьян. Императоры боролись в XI – XIII вв. за инвеституру с римскими папами, пытались овладеть всей Италией, но уже в XIII веке они навсегда потеряли Италию, и более того сама Германа распалась на множество небольших государств, и власть императоров стала номинальной. В конце XV века империя стала называться «Священной Римской империей германской нации». Вестфальский мир 1648 г. закрепил превращение этого государства в непрочную федерацию независимых государств. Окончательно империя прекратила свое существование в 1806 г. в ходе Наполеоновских войн.

Сенешал, сенешаль, - главный управляющий королевским дворцом во Франкском государстве V – VIII веков. В VIII веке он был наделен судебными и военными функциями. В X веке стал называть «Великий сенешаль», и должность эта стала наследственной. Должность упразднили во время Великой французской революции.

Септимания – историческая область на средиземноморском побережье Франции. До начала V века принадлежала Римской державе. В 416 г. завоевана вестготами. В 720 г. – арабами. В 759 г. – франками. В Х и XI вв. постепенно исчезает название Септимания и Готия (как еще ее называли).

Синьория – форма политического устройства некоторых городов-государств Северной и Средней Италии 2-й половины XIII – середины XVI веков. Вся полноты военной и гражданской власти в них сосредотачивалась в руках синьора (тирана – именно поэтому синьории еще назывались тираниями).

Скатах – женщина-воительница и прорицательница, наделенная демоническими чертами. Она обучила Кухулина множеству приемам воинского единоборства. Описанные в «Похищении» бои Кухулина с самыми разными противниками говорят о том, что эти приемы очень похожи на приемы ниндзя. Следует помнить еще и такой факт. В XVIII – XIX вв. русские казаки, воевавшие с чукчами, неоднократно были свидетелями того, как чучки, в том числе и чукотские женщины владеют приемами, не уступающими по сложности приемам Кухулина и ниндзя.

Слуги – рядовые дружинники в «дружине конунга», а также слуги.

Столетняя война – война между Францией и Англией, продолжавшаяся с 1337 по 1453 год с перерывами за территориальные притязания той и другой сторон. Война шла с переменным успехом, но после победы при Азенкуре в 1415 года англичане в союзе с бургундцами завоевали почти весь Север Франции, положение которой стало критическим. В этот момент народное сопротивление захватчикам возглавила Жанна д Арк. Она сняла в 1429 г. осаду Орлеана, одержала ряд прекрасных побед, вдохновив воинов и простолюдинов на борьбу с грозным врагом. В 1453 г. Столетняя война завершилась в пользу Франции, заметно укрепившей свои позиции в Западной Европе.

Стравливание лошадей – излюбленная забава в Исландии. Подобные лошадиные бои происходили на специальных тингах.

Строительство церквей в Исландии – о строительстве церквей бондами в первые десятилетия после принятия христианства в Исландии говорится в «Саге о Битве на Пустоши» следующее: «В то время в стране случились благие события, и люди оставили древнюю веру и приняли праведные обычаи. Многие знатные бонды построили тогда возле своих дворов церкви… В те времена люди верили, что тот, кто построит церковь, может забрать в небесное царство стольких людей, сколько его церковь вмещает». (Исландские саги. Пер. с древнеисландского. М., 2000. С. 54).

Суд четверти – Исландия была поделена на четыре четверти: западную, северную, восточную и южную. Каждая имела свой тинг.

Сюсломанны – должностные лица норвежского конунга. Они упоминаются в источника с конца XII в. и ведали в том числе сбором штрафов и податей. До этого сбором податей ведали ариманны. В отличие от них сюсломанны выполняли лишь административные и фискальные функции и не являлись, как лендрманы, представителями местной знати. Конунг мог назначить на эту должность даже незнатного, но способного, человека, который во многом зависел от своего повелителя. Появление должности сюсломаннов явилось важным шагом на пути укрепление центральной власти в Норвегии.

Тавлеи – игра на доске, напоминающая шашки, была очень популярна в древней Скандинавии.

Тинг – народное собрание у скандинавов в средние века. В раннее средневековье тинги играли роль главных центров социального и культурного общения бондов. Постепенно из собрания бондов они стали превращаться в собрания их представителей, выбиравшихся населением или назначавшихся духовенством или служилыми людьми короля. По мере укрепления королевской власти главные тинги были подчинены государственному контролю, местные сохранили некоторые черты автономии. Название тинг сохранилось в названии парламентов скандинавских стран (датский фолькетинг, исламский альтинг, норвежский стортинг).

Трясти оружие в знак согласия – согласно старинному обычаю, существовавшему еще у древних германцев, участники тингов в Норвегии в знак выражения согласия трясли поднятым оружием.

Турнир – военные состязания рыцарей в средневековой Европе, проводившиеся до XVI века. Аналогичные соревнования воинов проводились и в других странах Земного шара в Средние века.

Умерщвление ночью – считалось в Исландии позорным.

«Ученый человек» - в Средние века ученым человеком в Европе считался тот, кто знал латынь.

Фолькланд – форма общинного землевладения в англо-саксонской Англии. В состав фолькланда входили наделы земли, расположенные чересполосно на землях общины для того, чтобы каждый общинник получал одинаковую по качеству пахотную землю. Кроме этого фолькланд включал в себя общинные земли для общего пользования, например, луга, леса, пастбища. Общинники обязаны были являться в ополчение, чинить дороги, мосты, укрепления. Земли фолькланда наследовались по мужской линии.

Франкония – историческая область Германии. В раннем Средневековье здесь расселились племена франков. В начале IX века было образовано племенное герцогство королевства Германии. После 939 года оно распалось на феодальные владения. Название Франкония сохранилось в восточной Франконии, расположенной в бассейне реки Майн.

Фюльк – единица территориального деления в Норвегии. Фюльк представлял собой крупную административную единицу, управляемую хёвдингом, избиравшимся на альтинге всего фюлька. В него входило несколько мелких округов. У каждого из них был свой тинг.

Херсир – один из мелких племенных вождей в Норвегии до образования государства.

Хёвдинг – 1) вождь, предводитель; 2) военачальник; 3) правитель. В санах термин употребляется чаще всего в значение «военачальник».

Холм тинга – возвышение в месте любого тинга. На этот холм всходил тот, кто обращался к собравшимся. На поле альтинга находилась Скала Закона, откуда законоговоритель обнародовал законы и постановления тинга.

Человек вне закона – человека, объявленного на тинге в скандинавских странах или на альтинге вне закона, любой житель страны имел право бить.

Швабия, в раннем средневековье - область расселения алеманнов (швабов), одно из племенных герцогств, входивших в состав королевства Германия. В XIII веке распалось на мелкие владения.

Швеция – государство на Скандинавском полуострове. Здесь издревле жили германские племена. В VIII-XI века участвовали в походах викингов. В XI веке создали Шведское королевство. В XII-XIV веках завоевали Финляндию.

Шипы для зимней обуви – широко распространенное в древней Скандинавии приспособление для хождения по льду на ботинках, на которые надевались платформы с шипами – «кошками».

«Щитовая драпа» - хвалебная песнь, сочиняемая, согласно обычаю, в честь дарителя щита. В ней автор (обычно тот, кому был подарен щит) описывал изображение на этом щите и хвалил дарителя.

«Школа иностранных языков на Руси» – в «Саге об Ингваре Путешественнике» дважды говорится о том, что на Руси в XI в. существовали школы, в которых обучали языкам тех народов, на земли которые ходили варяжские дружины и купцы.

Шотландия – историческая область, административно- политическая часть на севере Великобритании. В древности была заселена племенами пиктов и гэлов, в V - VI веках здесь обосновались скотты. В XI веке сложилось Шотландское королевство.

Штединги – свободные фризские крестьяне. Прославились упорной борьбой против немецких феодалов в XII – XIII веках. Феодалы, поддержанные римским папой, объявившим штедингов еретиками, организовали против непокорных крестовый поход в 1232 – 1234 годах и наконец-то сломили сопротивление крестьян.

Щитовая драпа – разновидность хвалебной песни. В ней даётся описание изображений на щите, полученном скальдом в дар от прославляемого покровителя.

Эйратинг – тинг в Норвегии, в Эйраре, расположенном в устье реки Нид. Здесь обычно провозглашали конунгов Норвегии.

Эрлы – родовая знать в Англии раннего средневековья. Занимала привилегированное положение в противоположность рядовым свободным соплеменникам англосаксам.  В конце IX века эрлами стали называть новую знать, связанную с военной службой королю.

Библиография

 

А. Источники

 

Агафий. «О царствовании Юстиниана». М.-Л., 1953.

Аммиан Марцеллин. История. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонии. СПБ., 2000.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – Канон, М.: 1995 г.

Афанасий, архиепископ Александрийский. Творения. Ч. 1-2. М., 1851 – 1852.

Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2001.

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах, Библиотека всемирной литературы, М., 1975.

Воинские повести древней Руси. М. – Л., 1949

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984.

Геродиан, История императорской власти после Марка, М., 1996.

Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Житие Гильды. СПб., 2003.

Глазырина Г. В. Сага об Ингваре путешественнике. Текст, перевод, комментарий. М., 2002.

Григорий Турский, История франков, М., 1987.

Джаксон Т. Н., Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI века). Пер с древнеисландс., М., 1994, в этой книге см. "Библиографию".

Древнеанглийская поэзия. – Наука, М.: 1982 г.

Древнесеверные саги и песни скальдов в переводах русских писателей. С-Петербург, 1903.

Жизнеописание трубадуров. Жан де Нострадам. М., 1993.

Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне.... Пер с лат. М.-Л., 1948.

Иоганн Авентин. "Баварская хроника. Введение" // Культура Возрождения и власть. М. Наука. 1999.

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getika, М., 1960, или та же книга, изданная в СПБ в 1997.

Исландские саги. М., 1956.

Исландские саги: в 2 т. –  Под общей редакцией О.А. Смирницкой. –  СПБ., 1999

Исландские саги / Пер. и общ. ред. А.В. Циммерлинга. –  М., 2000.

Историки эпохи Каролингов. М., 1999.

История крестовых походов, под ред. Райли-Смита Д., М., 1998.

Лев Диакон, История. Пер с греч., М., 1988.

Летопись византийца Феофана. Пер с греч. В. И. Оболенского. М., 1884.

Лиутпранд Кремонский. Антаподосис. Книга об Оттоне. Отчет о посольстве в Константинополь. М., 2006.

Мабиногион. Волшебные сказки Уэльса. М., 1995.

Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. – Наука, Л.: 1983.

Михаил Пселл. Хронография. – Наука, М.: 1978.

Мишо Г., История Крестовых походов. Пер с франц. Киев, 1995.

Младшая Эдда, пер. с древнеисланд., М., 1994.

Мэлори Т.. Смерть Артура. – Наука, М.: 1974.

Память острова Мэн. Книга сказаний. М. – СПб., 2002.

Песнь о Роланде. Перевод Ф. де ла Барта. – М.: 1958.

Песнь и Роланде. Пер со старофранц., М., 1929; Песнь о Роланде. Пер со старофранц., М., 1976.

Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997

Похищение быка из Куальнге. Пер. с англ. М., 1985.

Поэзия скальдов. Пер с ислан., Л., 1979.

Предания и мифы средневековой Ирландии. – Изд‑во МГУ, М.: 1991.

Прокопий из Кесарии, Война с готами. Пер с греч., М., 1950.

Прокопий Кесарийский, Война с персами, Война с вандалами, Тайная история. М., 1993.

Рихер Реймский. История. М., 1997.

Сага о Сверрире. М., 1988.

Сборник законодательных памятников древнего западноевропейского права, под ред. П. Г. Виноградова и В. Ф. Владимирского-Буданова. В. 1 – 3. К., 1906 – 1908.

Скандинавская баллада. – Наука, Л.: 1978 г.

Снорри Стурлусон, Круг Земной, репринтное воспроизведение текста издания 1980, М., 1995.

Старшая Эдда, Древнеисландские песни о богах, пер. с древнеисландского, М., 1963.

Сугерий аббат Сен-Дени. Жизнь Людовика VI Толстого, короля Франции (1108 – 1137). М., 2006.

Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь. М., 2003

Тацит К. Сочинения в двух томах, т. I, т. II, НИЦ «Ладомир», М.: 1996 г.

Титмар Мерзебургский. Хроника в 8 книгах. М., 2005.

Хроника Бриттов. М. – СПб., 2005.

Шотландская старина. М. – СПб., 2001.

 

Б. Литература

Барлоу Фрэнк., Вильгельм I и нормандское завоевание Англии. Пер. с англ., СПб., 2007.

Бирн, Фрэнсис Джон. Короли и верховные правители Ирландии. Пер. с англ., СПб., 2006.

Брайс Дж. Священная Римская империя. Пер. с англ. М., 1891

Буданова В.П., Готы в эпоху Великого переселения народов, М., 1990.

Буданова В.П., Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000; (Там же см. Библиографию).

Геделунд Л. Н. История Дании. Пер. с дат. СПБ. – М., 1907.

Гедеонов С. А., Варяги и Русь, ч. 1—2, СПБ, 1876.

Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. СПб., 2007.

Греков Б. Д., О роли варягов в истории Руси, Избранные труды. Т.2, М., 1959.

Гуревич А. Я., История и сага, М., 1972.

Гуревич А. Я. Норвежская община в раннее Средневековье, в сб. Средние века. М., 1958.

Гутнова Е. В., Возникновение английского парламента, М., 1960.

Дельбрюк Г.. История военного искусства в рамках политической истории, в 7 тт. – Государственное военное издательство, М.: 1936‑1939 гг.

Джонс Гвин. Викинги. Потомки Одина и Тора. Пер. с англ., М., 2007.

Заборов М. А., Папство и крестовые походы, М., 1960.

Зутис Я. Грюнвальд — конец могущества Тевтонского ордена. «Исторический журнал», 1941.

Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. 2 изд. СПБ., 1915.

Иванов К. А.  Многоликое Средневековье. М., 2001.

История Крестовых походов, под редакцией Райли-Смита Дж., сборник статей. Пер с англ. М., 1998.

Кассель. История Англии. 1902 г. (Иллюстрации).

Кругликова И. Т., Дакия в эпоху римской оккупации, М., 1955.

Колосовская Ю. К., К истории падения римского господства в Дакии, «Вестник древней истории», 1955, № 3; её же, О романизации Дакии, там же, 1957. № 1.

Колосовская Ю.К. Паннония в I – III веках. М., 1973.

Колосовская Ю.К. Рим и мир племён на Дунае I IV вв. н.э. М., 2000.

Комаринец А. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола. М., 2001 (Здесь же см. обширную библиографию).

Ласкавый Г. В. Викинги. Минск, 2004

Лозинский С. Г.. История папства. – Изд. политической литературы, М.: 1986 г.

Мавродин В. В., Образование древнерусского государства, Л., 1945.

Моммзен Т., История Рима, т. 1-3, М., 1936-1941.

Норвич Джон. Нормандцы в Сицилии. Второе нормандское завоевание. 1016 – 1130. Пер. с англ. М., 2005.

Норвич Джон. Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии. 1130 – 1194. Пер. с англ. М., 2005.

Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа, М., 1957.

Осокин М. А. История альбигойцев и их времени. т. 1 – 2. Казань, 1869 – 1872.

Петрушевский Д. М. Великая хартия вольностей. 2 изд. М., 1918

Петрушевский Д. М. Очерки к истории английского  государства и общества в средние века. 4 изд. М., 1937.

Пиоро И.С. Крымская Готия: Очерки этнической истории населения Крыма в позднеримский период и раннее средневековье. Киев, 1990.

Пти-Дютайи Ш., Феодальная монархия во Франции и в Англии Х—XIII вв.. Пер с франц. М., 1938.

Платов А. Руническая магия. – «Менеджер», М.: 1995 г.

Ременников А.М. Борьба племён Северного Подунавья и Поднестровья с Римом и её роль в падении Римской империи. Казань, 1984.

Самуилов В. История арианства на латинском Западе. СПБ., 1890.

Симпсон Жаклин. Викинги. Быт, религия, культура. Пер. с англ. М., 2005.

Смирнов А. А. Ирландские саги. 2 изд. Л.—М., 1933.

Стеблин-Каменский М. И. Исландская литература, Л., 1947; его же, Мир саги, Л., 1971.

Стеблин-Каменский М. И., Происхождение поэзии скальдов, в книге: Скандинавский сборник, №3, Таллинн, 1958.

Стриннгольм А. Походы викингов. М.,  2007.

Тьери О. История завоевания Англии нормандцами, кн. 1‑3, – 1858 г.

Утченко С. Л., Кризис и падение римской республики, М., 1965; его же, Юлий Цезарь, М., 1976 (лит.).

Ферреро Г., Величие и падение Рима, рус. пер., т. 1 – 2, М., 1915 – 1916.

Феофилакт Симокатта, История, пер. с греч., М., 1957.

Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Пер с чеш., Прага, 1961.

Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства. С-Пб, 1999, в конце книге прилагается обширный список литературы на иностранных языках.

Чаплыгина Н.А. Население Днестро Карпатских земель и Рим в I – начале III в. н.э. Кишинёв, 1990.

Шарль Пти‑Дютайн. Феодальная монополия во Франции и в Англии в X‑XIII вв. – Гос. соц.‑эк. изд‑во. М.: 1938 г.

Широкова Н. С. Культкура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000.

Александр Торопцев

История викингов

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить