Александр Торопцев. Подвиги России - Второй подвиг России. Преодоление распри. XI-XV вв.

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 7
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Подвиги России
Первый подвиг России
Второй подвиг России. Преодоление распри. XI-XV вв.
Третий подвиг России. Русское Возрождение
Четвертый подвиг России. Русская иконопись
Пятый подвиг России. Русские Православные храмы
Шестой подвиг России. Русская православная церковь
Седьмой подвиг России. Первопроходцы Сибири
Восьмой подвиг России. Московский вариант создания державы имперского типа
Девятый подвиг России. Русская армия
Десятый подвиг России. Русская литература и искусство. (Золотой век)
Одиннадцатый подвиг России. Великая Отечественная война
Двенадцатый подвиг. Российская и советская наука
Все страницы

 

Второй подвиг России. Преодоление распри. XI-XV вв.

Основное качество эпохи

Период истории Земного шара с XI по XV век я называю Мировой распрей.

В эти столетия вирус междоусобицы царил всюду на планете. Ни одному повелителю не удалось совладать с ним и создать прочное во времени и пространстве государство. Даже Чингисхан и Чингисиды не справились с этой задачей. Образно говоря, они накинули на воюющий мир рыхлую, гнилую, быстро рвущуюся сеть, в каждой ячейке которой междоусобица продолжалась с труднообъяснимым упрямством, в том числе и в самом доме Чингисидов.

Если кто-то найдет на Земном шаре землю диаметром в 2 тыс. км, на которой местные обитатели создали государство, отработавшее в продуктивном режиме хотя бы 400-500 лет, то я готов за фальсификацию истории понести самое суровое наказание. Почему именно 400-500 лет? Потому что столько времени требуется любому государству для формирования государственного языка, культуры (внутриполитической и внешнеполитической), характера, глобальной идеи, а то и реализации идеи.

Государств-«пятиминуток», даже очень крупных, было в те века много, но прожили они очень короткую жизнь, максимум в 100-150 лет. За это время ничего серьезного, концептуального, своего ни одно, наспех сколоченное боевыми топорами, мечами и другим оружием государство создать не может. Все величайшие завоеватели той поры являлись а) прекрасными полководцами, б) организаторами, в) пользователями. Они, покоряя, пользовались благами побежденных народов иной раз талантливо и не очень грубо, как, например, Хубилай в Поднебесной, либо по-иному, как в первые 50 лет присутствия в Восточной Европе Золотой Орды.

 

Вариант Рюриковичей

Существуют разные варианты выхода из распри.

1. Вариант, взятый на вооружение Чингисханом, который уничтожил всех соперников с помощью «людей длинной воли» и установил диктатуру одного рода над племенем, племени над монгольским народом, монгольского народа над завоеванными странами. «Люди длинной воли» чем-то похожи на современных бомжей. Чингисхан, обнародовав «Ясу», а до этого всем своим поведением, дал этим сильным людям, изгоям, возможность выкарабкаться с оружием в руках «из грязи в князи». Они стали главной опорой чингисханова войска, громившего всех, и, в конце концов, победили, взяли все, кроме того, что принадлежало Чингисхану, то есть верховной власти. Вовремя сообразив, что удержать власть в Монголии и близлежащих землях ему можно, либо … вырезав бывших «людей длинной воли», теперь его верных слуг, и тем самым лишив себя главной опоры, либо излить бурлящий в Великой степи котел людской энергии на соседей, Чингисхан избрал второй путь. Распрю в Монголии он собственными руками взял за горло и держал ее, держал ситуацию до своей смерти. Но сразу же после кончины величайшего из монголов созданная им держава стала разваливаться изнутри…

2. Вариант «аристократический» использовали многие народы, в том числе и, например, в Центральной Азии, где потомственная знать билась между собой, не решаясь, однако, экспериментировать в духе Чингисхана, вовлекая в свои разборки низы общества, в том числе и «людей длинной воли». Эта борьба ослабила повелителей крупных и мелких государств, и они стали относительно легкой добычей Чингисхана, его сыновей и внуков.

3. Вариант «безоглядный» использовали обитатели еще не известного евразийцам Нового Света. Местные племена и народы дрались между собой, копили злость друг на друга, не знали ничего об огнестрельном оружии, жили в какой-то богатой люльке… Европейцы легко справились с ними. В первые годы властвования на островах Карибского моря конкистадоры уничтожили около 3 миллионов человек беспечных драчунов. Осталось их около 300 человек. Конкистадоры опомнились, свезли всех живых на один из островов… .

4. Вариант Рюриковичей в чем-то похож на «аристократический» вариант. К третьей четверти XI  в.Рюриковичи превратились в потомственных аристократов в стране, которая, с одной стороны, давно уже стала их родиной (жены-то почти всех Рюриковичей были местные, а не привозные женщины), а с другой стороны, они все еще чувствовали себя здесь не совсем своими и в самом начале четырех вековой междоусобицы и в последующие века. Может быть, именно эта двойственность их положения не позволила им использовать «вариант Чингисхана»: уничтожив разросшееся древо Рюриковичей, победитель погубил бы самого себя, потому что восточноевропейские бояре всегда готовы были заменить заезжих князей на тронах.

Рюриковичи не пошли по этому пути не только потому, что они его боялись! Это были странные люди, очень интересные для литературного и философского осмысления. Вклад этого рода, больше восточноевропейского, чем варяжского(!), во все то, что мы называем «русским духом», «русским делом», «русским древом в саду Мировой цивилизации», огромен.

Во время Мировой распри они вели себя чисто по-русски, то есть как-то очень странно. Они чуть ли не ежегодно водили дружины друг на друга, отбивали налеты кочевников, сами ходили в степь, и на Запад, и на Восток, пробивались сквозь таежное бездорожье на Север. Род Рюриковичей ветвился безудержно, возникали новые княжества, драка длилась десятилетиями, столетиями. Рюриковичи собирались на съезды князей, пытались замириться, мира не получалось, войны продолжались сразу же после съездов (вспомним трагедию Василька Теребовльского, ослепленного своими сородичами!).

Но Русь, несмотря на постоянные войны, крепла, расширялась, украшалась, хорошо рожала. И доверие  русских к дерущимся Рюриковичам почему-то не ослабевало, и в нестабильном, мозаичном, политическом пространстве, осваиваемом обитателями Восточной Европы во главе с Рюриковичами, почему-то утверждалась (формируясь!) русская идея.

Слишком много «почему-то», слишком много удивительного в истории Рюриковичей и русского народа. Существуют люди, которые однозначно решают в ту или иную пользу «задачу Рюриковичей и русского народа». Мне эта однозначность не по душе. Процесс рождения, формирования, утверждения «русского дела» был множественным, состоящим из разных причинно-следственных нитей. Тем-то он и интересен, тем-то интересны эти нити, живые, взаимопроникающие друг в друга, взаимно украшающие, оттеняющие все русское.

 

Русская распря

Движение истории нашей планеты имеет синусоидальный характер: междоусобица в VIII-III веках до н.э. – великие державы Древнего мира в III в. до н.э. – III в. н.э. – Великое переселение народов (тоже ведь – мировая распря) в III-VII вв. – Великие державы Средневековья в VII-XI вв. – Великая распря в XI-XV вв. – Великие державы Нового времени в XV-XX вв.

Киевская Русь экономически во многом зависела от трех мировых торговых дорог: Волги и Днепра и Восточноевропейской степи.  Они являлись скрепляющим остов Древнерусского государства каркасом. До середины XI в. торговля между Скандинавией, Восточной Европой с одной стороны и Византией, Аббасидским халифатом с другой стороны процветала. В 1055 г. халифат пал под ударами сельджуков, взявших Багдад, и здесь надолго воцарилась нестабильность. В 1056 г. в Византийской империи пала Македонская династия (867-1056), и здесь также наступили времена упадка. В 1066 г. погиб в походе на Альбион «последний король моря» Харальд Хардероде, конунг Норвегии, зять Ярослава Мудрого, и «Эпоха викингов» приказала долго жить. Десятилетием позже внуки Ярослава Мудрого, умершего в 1054 г., затеяли между собой борьбу за власть, и эта борьба князей прекратится лишь в начале второй половины XV в., во время правления Василия Темного.

После мировых событий середины XI в. на Руси, как сказано выше, стала глобально меняться экономическая и политическая ситуация.

Слева-справа от Днепра находились раздутые варяжским ветром крупные города во главе с Киевом. Их экономические возможности заметно ухудшились, особенно на фоне новых городов и княжеств, создаваемых Рюриковичами в глубинах междуречья Днепра и Волги. Этот процесс начался задолго до XI в. В городах и землях, отдаленных от могучих торговых магистралей, не надеялись на сверх доходы от внешней торговли и, естественно, строили экономику, исходя из своих реалий. Пока Киев был силен, эти города и земли не могли тягаться с ним. Теперь, когда жизнь выровняла возможности «матери городов русских» и ее многочисленных «деток», новые города стали быстро догонять по экономическому росту старые.

Войны между Рюриковичами вспыхивали и раньше. Но до начала Великой распри могущественным князьям киевским относительно легко удавалось побеждать соперников в борьбе за верховную власть. Теперь борьба шла не за киевский великокняжеский престол, а за господство новых княжеств и новых городов над старыми, на Русью, быстро меняющей не только экономическую географию, но и политические приоритеты. Этот фактор явился одной из главных причин русской распри, играя роль постоянного поддувала, разжигавшего огонь братоубийственных войн, которые велись постоянно, не смотря на серьезные угрозы извне. Практически, все соседи Руси нападали на нее, либо участвовали на той или иной стороне в междоусобице.

Самыми серьезными соперниками русских до XII в. были половцы. Ослабли они где-то после знаменитого похода в степь войска Игоря Святославича, похода, не зря воспетого в шедевре мировой литературы «Слово о полку Игореве». Далеко не все исследователи этого произведения задают себе вопрос: «Почему неудачный поход вдохновил гениального поэта?» Я отвечаю на этот вопрос так. Потому что, во-первых, поход, не смотря на неудачу, был … удачным, во-вторых, он как бы подвел черту могуществу половцев. Удачным его можно назвать потому, что степняки почувствовали силу русских, испугались их, готовых наконец-то методично бить противника его же оружием, то есть набегами на его территорию, грабежом, взятием пленных, в том числе и мирных жителей. Финал «Слова…», в котором crfpfyj о мирном, даже полюбовном разрешении конфликта, говорит, прежде всего, о слабости половцев. И эту слабость выявил Игорь Святославич. Это большое дело.

К сожалению, Рюриковичи не обратили внимания на данный момент, не вспомнили в пылу междоусобных драк историю Восточноевропейской степи, которая, как «свято место», пусто не бывает. Сильные скифы выбили отсюда ослабевших киммерийцев, сами ослабли. Сарматы выбили скифов, ослабли. Готы потеснили скифов, ослабли. Гунны потеснили готов, ослабли. Пришел черед тюркских племен… Печенегов потеснили на запад половцы. Половцы ослабли. Значит, им на смену Великая степь готовила новую силу. Почему Рюриковичи не подумали об этом?

Непрерывная внутренняя борьба, регулярные внешние войны, как это ни странно, не остановили созидательный процесс: Русь крепла, расширялась, оставалась единым русским пространством. Великие князья строили города, основывали монастыри, храмы, и за это их прославляли не только летописцы и позднейшие историки, но в первую очередь и раньше всех народ. Экономически и политически слабеющая Русь оставалась сильной изнутри, то есть даже не государственно, а народно, русским духом сильна была Русь. Иначе не объяснить то, что произошло на русской земле в конце  XIII в…

 

Нашествие Орды

Трудно поверить в то, что русские князья слыхом не слыхивали о том, что творится на востоке Великой степи, откуда на запад огненной лавой двинулись в начале XIII в. монгольские тумэны. Трудно предположить, что после позорной для русских битве на Калке 31 мая 1223 г. князья не знали о силище Чингисхана, его сыновей и внуков. Наверняка знали. Но, удивительно! вели они себя после Калки так, будто бы ничего не произошло: дрались между собой и с внешними врагами, строили и украшали города, храмы…

Многие народы, позже оказавшиеся в рыхлой, но липкой «сети Чингисидов», в так называемой «Монголосфере», вели себя аналогично, видимо, не веря в мощь Чингисхана. Но русские князья, по-моему, опередили планету всю по своей беспечности.

И Орда пришла. И наказала она всех беспечных беспощадной рукой. Я категорически не согласен с теми, кто пытается преподнести явление Батыя на Русь, как некое благо, которое, в конце концов, якобы подарило русским государственность. Нужно вспомнить а) аналогичные нашествия кочевников в других точках пространственно-временного поля на обжитые оседлым людом государства, б) хронику событий и деяния ордынцев в XIII в. в завоеванных ими странах, в) состояние Руси до 1240 г. и в первые 50 лет данной зависимости русских княжеств от Орды, чтобы убедиться в ошибочности (это – мягко говоря) подобных концепций, опровергать которые мне лично просто смешно. Смешно, «если бы не было так грустно».

В очерке «Русское Возрождение» я чуть подробнее остановлюсь на временном отрезке 1240-1292. Сейчас мне хочется, чтобы читатель либо самостоятельно освоил пункты а), б), в), либо поверил мне на слово: Орда доброй тетушкой не могла быть и не была, она нанесла сокрушительный удар по Древнерусскому государству, сожгла и разорила города, разрушила экономику, надорвала силы народа, то есть демографические тенденции, благоприятные, надо сказать, в Восточной Европе.

Я не обвиняю степняков. Они не могли поступать иначе. Демографический взрыв в XI-XIII вв. потряс и Великую степь, особенно район юго-восточнее Байкала. Чингисхан и Чингисиды, великолепные воины и организаторы, победили всех и взяли то, что плохо лежит. Кто в этом виноват? Тот, кто не сумел защитить себя и созданное своими предками.

Есть и еще один момент, связанный с историей нашествия Орды на Европу в XIII в. Многие специалисты говорят о том, что мужество и самопожертвование русского народа в борьбе с полчищами Батыя ослабило его настолько, что он не рискнул продолжать крупно масштабные боевые действия в Западной Европе, и тем самым, русские, мол, спасли Европу от очередного Аттилы. А если это так, то одним из Подвигов России нужно считать именно данный эпизод мировой истории.

Я уважительно отношусь к этому мнению, но все же считаю, что русские люди, героически сражаясь с ордынцами, больше думали о себе, о своей чести, о своих детях, чем о соседях на западе. Именно поэтому они совершили много воинских подвигов в те печальные годы. Конечно же, они ослабили Орду, но нужно отдать должное и ханам (у них сработало чувство меры), и народам Западной Европы, которые, не смотря на несколько поражений от пришельцев, дали-таки ордынцам отпор. Кроме того, ханы прекрасно знали о подвигах и силе крестоносцев. И, конечно же, хорошо сработали западноевропейские политики, наводившие дипломатические связи с ханами Орды. Это было. Это не позволяет мне поставить здесь точку.

Героизм русских воинов нельзя назвать подвигом земношарного характера хотя бы потому, что этим можно обидеть другие народы, мужественно сражавшиеся с очередным «Бичом Божьим».

 

Данники Золотой Орды

Итак, войну ордынцам русские князья проиграли подчистую. Затем они признали себя данниками Золотой Орды, и этот момент ввел многих поспешных на выводы «знатоков» в заблуждение. Русские, мол, признали власть чужеземцев, русское государство перестало существовать, Рюриковичи стали родниться с ханами и с их помощью строить новую державу. Существуют и другие версии истории Восточной Европы в XIII-XV вв. Оставим их в покое, продолжим разговор о Подвиге России.

Говоря простонародным языком, грубым, но точным, русские люди в тот жуткий для себя период прогнулись. И правильно сделали. По природе. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, не для всех лестное, я расскажу одну историю с юной березовой рощицей, случившуюся осенью 1993 г. в Ярославской области. В тот год слишком рано начались тяжелые снегопады. Березки еще не сбросили листву, и снег тяжестью своей согнул деревца в три погибели. Ровными уродливыми дужками стояли березки. Жалко их было. Мой учитель, сидевший за рулем, успокоил меня: «Ничего, справятся». Я не поверил. Уж очень круто прогнулись березки, словно бы сжатые холодной, сильной рукой. Через несколько дней мы вновь ехали мимо той же рощицы. Снега уже не было. Солнце сделало свое дело. Березки стали медленно выпрямляться. Правда, несколько из них надломились, видимо, поспешили сбросить с себя снег и сломались.

Русский народ, сжатый со всех сторон сильными врагами и главным из них – Ордой, потерпел, выстоял, сохранил в себе все русское и медленно-медленно, начиная с 1292 г., когда была построена первая после пятидесятилетнего перерыва каменная церковь на русской земле (на Липне близ Новгорода), стал выпрямляться. Это сложно – прогнувшись, не упасть, не превратиться в безликое существо, в раба …Русским это удалось. О том, как возрождалась русская душа, какие подвиги духа она совершила, поговорим в очерке Русское Возрождение…

В 1380 г. войско Дмитрия Донского дало бой войску темника Мамая. По поводу битвы на поле Куликовом тоже существует множество версий. Я придерживаюсь «классической версии» хотя бы потому, что она не нарушает логики движения истории, она логична. Я уверен, что Куликовская битва была, и победило в ней войско, созданное и вооруженное, и обученное великим князем московским Дмитрием Ивановичем (Донским). Но я считаю, что эта битва была частью большой войны.

Чтобы обосновать это мнение я приведу весьма сжатый хронологический свод.

 

Хронология

1350 г. 12 октября в семье Ивана Ивановича Красного родился сын Дмитрий.

1351 г. С одобрения папы Римского шведский король намерился нарушить договор с Русью, но ему помешала напряженная обстановка в самой Швецию.

1352 г. На Русь с севера, с Новгорода и Пскова, обрушилась эпидемия моровой язвы.

1353 г. 15 июня родился князь Владимир Андреевич (Храбрый, Серпуховской).

1354 г. 30 июня митрополитом всея Руси стал владимирский епископ Алексий.

1360 г. В Пскове вспыхнула эпидемия чумы, завезенная купцами из города Бездежа. Чума попала в Коломну, а затем в 1361-1362 годах в Переславль, в Москву.

1362 г. Московская знать и митрополит Алексий добились в Орде ярлыка для Дмитрия Ивановича.

1364 г. Чума перекинулась в Новгород.

1365 г. Страшной силы пожар сжег деревянную Москву.

1365 г. Великий князь Дмитрий Иванович вместе с боярами и братом Владимиром Андреевичем принял решение «ставить город камень Москву».

1367 г. Заложен каменный Кремль в Москве.

1367 г. Татары ограбили Приволжье, но Дмитрий Нижегородский разгромил их у реки Пьяна. Много налетчиков при бегстве утонуло в реке. За это Булат-Темир был казнен в Орде.

1368 г. Литовцы взяли Ржев, но князь Владимир Андреевич отбил город у неприятеля.

1368 г. Ноябрь. Войско Ольгерда три дня продержало в осаде Москву, но взять крепость не смогло.

1369 г. Князь Дмитрий начал строительство новой крепости в Переславле-Залесском.

1370 г. Ольгерд в декабре пытался взять Москву, разорив перед этим окрестности Волока-Ламского. Восемь дней он простоял у Кремля и, боясь окружения, заключил мир.

1371 г. Ярлык на великое княжение получил князь Михаил Тверской. Он отказался от предложенного ханом войска, а князь Дмитрий Иванович с войском вступил в Переславль-Залесский, не желая признавать великим князем Михаила, отказываясь ехать во Владимир слушать грамоту хана. И жители Владимира не признали Михаила. Сарыхожа, посол хана, выдал ярлык Михаилу, приехал в Москву. Князь Дмитрий Иванович осыпал его дарами, угощал, пировал с ним: Сарыхоже понравилось «благонравие» Дмитрия.

1373 г. После столкновения московского и литовского войска при Любутске, князь Дмитрий и Ольгерд подписали «Перемирную грамоту».

1374 г. Князь Дмитрий «размирился» с Мамаем после того, как в Нижнем Новгороде произошло «избиение татар».

1376 г. Опасаясь нашествия Орды, князь Дмитрий выводил на Оку войско.

1377 г. Русские проиграли ордынскому войску бой у реки Пьяна, погибло много воинов и князей.

1377 г. Ордынцы разорили Рязань, Нижегородское княжество. Ослаблением этих областей решили воспользоваться мордовские воины, но князь Дмитрий Константинович догнал их, уже возвращавшихся с добычей домой, разгромил, сбросил в реку Пьяну.

1378 г. На реке Вожа русские одержали победу над войском Орды.

1378 г. Князь Дмитрий Константинович ходил в Мордву, учинил там погром, взял много пленных.

1378 г. Нижний Новгород взяли татары. Они сожгли город, ограбили окрестности, на обратном пути влились в крупное войско Мурзы Бегича, которого встретила и разгромила на реке Воже русская рать.

1379 г. 9 декабря Владимир Андреевич отбил у Литвы Стародуб и Трубчевск.

1380 г. Заложен Успенский храм в Коломне. Русские одержали полную победу над войском Мамая на поле Куликовом.

1380 г. 1 ноября на съезде русские князья договорились поддерживать друг друга в борьбе против татар.

1382 г. Хан Тохтамыш осуществил грабительский поход на Москву.

1384 г. Тохтамыш наложил на Русь дань.

1389 г. В Москву из Германии были доставлены первые огнестрельные пушки.

1389 г. При согласии князя Владимира Андреевича, претендентом на престол великого княжения в случае смерти Дмитрия Донского, был утвержден новый порядок наследования, согласно которому законным наследником великого княжения становился старший сын Дмитрия Донского, а не братья его, как было ранее.

1389 г. Дмитрий Донской умер.

1392 г. Василий отправился в Орду. Тохтамыш отнесся к нему очень хорошо. Великий князь получил, как наследственную за великокняжеской властью, Нижегородскую область.

1395 г. Из Владимира в Москву перенесли икону Божьей Матери. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь. Здесь 26 августа совершался крестный ход.

1395 г. Тамерлан, осуществляя поход в Восточноевропейскую степь, пошел на Москву, но неожиданно для русских повернул назад.

1398 г. Василий Дмитриевич послал «знатное количество серебра» византийскому императору Мануилу. Империя находилась в критическом состоянии. Финансовую помощь Константинополю оказали и другие русские князья по убедительной просьбе великого князя.

1399 г. 12 августа войско Витовта потерпело в битве при городе Ворске сокрушительное поражение от войска ордынцев. Василий Дмитриевич не поддержал литовцев в этой войне, хотя в ней участвовали и погибли многие князья, участники Куликовской битвы.

1401 г. Олег Рязанский и Юрий Смоленский выбили литовцев из Смоленска, но Василий Дмитриевич, к которому Юрий обратился за помощью, не принял участия в той войне, не желая портить отношения с Витовтом.

1404 г. Витовт вновь взял Смоленск, отошедший от Русской земли на 110 лет.

1406 г. Витовт напал на Псков. Василий Дмитриевич стал собирать войска, готовый в каждую минуту кончить дело миром. Витовт отверг предложения о мире. Василий Дмитриевич попросил помощи у Шадибека, тот прислал ему несколько полков, и московское войско выступило навстречу литовцам.  Близ Крапивны Витовт и Василий Дмитриевич заключили перемирие.

1408 г. Свидригайло выступил в поход против Витовта, встретился с ним на берегах реки Угры. Сражения не было. Стороны заключили мир. Граница между Московскими владениями и Литвой пролегла по реке Угре.

1408 - 1409 годы. Едигей, посланный ханом Булатом, с крупным войском осуществил поход на Русь, дошел до Москвы, 1 декабря осадил город. 21 день длилась осада, затем по просьбе хана Едигей вернулся в Орду.

1410 г. Умер князь Владимир Андреевич.

1411- 1412 годы. В Орду отправился Василий Дмитриевич. Хан Керимбердей встретил его хорошо. После этой поездки Василий Дмитриевич, видимо, до конца жизни платил Орде дань, но ханы помогали ему надежно противостоять Литве, отношения с которой были напряженными.

 

Кредит доверия

Великое княжество Московское получило большой кредит доверия от русского народа перед той Сорокапятилетней войной,  продолжавшейся с 1367 по 1412 гг.

Русские, воевавшие еще и с Тверью, и с княжеством Литовским одержали несколько побед, в том числе и на поле Куликовом, потерпели несколько обидных поражений, в том числе и в 1382 г., когда Тохтамыш хитростью взял Москву, но в целом одержали в ней победу! Больше моральную, естественно, но очень важную. Потому что, например, даже Тимур, лучший полководец своего времени, побоялся идти на русскую столицу. Люди, глубоко верующие, справедливо считают, что его напугала перенесенная из Владимира в Москву икона Божьей Матери, совершившая чудо. В день встречи иконы, 26 августа 1395 г., москвичи совершили крестный ход в том месте, где позже возник на улице Сретенской Сретенский монастырь, а Тамерлан отправился на юг. Чудо. Чудеса очень редко нарушают логику движения истории. Чудеса редко одаривают тех, кто их не заслужил. Чудеса не любят, когда ими пренебрегают.

Перед этой долгой войной Москва получила от народа огромный кредит доверия. И Москва это доверие оправдала.

После жестокого ответа Тохтамыша, разорившего молодую столицу, Тверь, ее сильная соперница, не смогла воспользоваться случаем и перехватить инициативу в борьбе за первенство на Руси. Почему? Потому что кредит доверия, эта хрупкая ваза, попала в надежные руки. И русский народ, уже почувствовавший в себе самом силищу, продолжал доверять Москве, которая, надо сказать, со времен Даниила Александровича, проводила политику осторожную, взвешенную, с которой не все горячие люди могут согласиться. К счастью, таких людей на Руси было меньше нормальных, понимавших, что даже после победной войны 1374-1412 гг. с Ордой, уже распадавшейся на части, но еще сильной, пока лучше ладить.  Это был точный ход.

Распря продолжалась. Зависимость от Орды осталась, хоть и мизерная. Но крепла-то не Орда, а Русь. Не впрок шло русское богатство ордынским ханам.

В 1433 г. вспыхнула «последняя распря русских князей». Она продолжалась почти двадцать лет. Московский великий князь Василий Темный одержал в ней победу и умер в 1462 г.

А в 1480 г. его сын Иван III Васильевич после «Стояния на Угре» русских и ордынских войск, окончательно порвал с данной зависимостью Руси от Золотой Орды. Это символично: сначала расправились с междоусобицей, затем покончили с данной зависимостью.

Красивой и сильной была Киевская Русь во времена расцвета и могущества. Красивыми были русские княжества перед нашествием Орды. Это тяготение русской души к неземной красоте не покинуло ее в тяжкие годы данной зависимости, о чем говорит деятельность Ивана III Васильевича, во времена правления которого на Руси началось бурное строительство храмов, монастырей, в том числе и Московского Кремля.

Сильно изменилась Русь за 400 лет, в том числе и демографически. В Восточной Европе и в Москве появилось много татар (так стали называть выходцев из Орды, многонациональной, многоликой). Это мощное вливание сказалось на всех сферах жизни и деятельности государства. Но Русь и русский элемент остался формирующим национальное самосознание и язык, и культуру. Об этом тоже нужно говорить, не стесняясь и не боясь обидеть кого-то, самих русских, испытавших на себе влияние всех жителей России, и тех, кто это влияние оказывал. Что тут обидного, если это – жизнь?! Если это – путь?!



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить