Александр Торопцев. Подвиги России - Девятый подвиг России. Русская армия

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 7
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Подвиги России
Первый подвиг России
Второй подвиг России. Преодоление распри. XI-XV вв.
Третий подвиг России. Русское Возрождение
Четвертый подвиг России. Русская иконопись
Пятый подвиг России. Русские Православные храмы
Шестой подвиг России. Русская православная церковь
Седьмой подвиг России. Первопроходцы Сибири
Восьмой подвиг России. Московский вариант создания державы имперского типа
Девятый подвиг России. Русская армия
Десятый подвиг России. Русская литература и искусство. (Золотой век)
Одиннадцатый подвиг России. Великая Отечественная война
Двенадцатый подвиг. Российская и советская наука
Все страницы

Девятый подвиг России. Русская армия

 

Русский воин

Под словосочетанием «русский воин» имеется в виду воины от рядового до генералиссимуса.

Русская армия всегда была многонациональной, хотя собственно русские, а также украинцы, белорусы в ней доминировали, и сложной по социальному признаку.

Русская армия, начиная с первых Рюриковичей, не проиграла ни одной серьезной войны. Это утверждение может вызвать бурю эмоций среди специалистов. Разве можно делать подобные утверждения, помня хотя бы Восточную (Крымскую) войну, которую Российская империя проиграла?! Да, Российская империя ту войну проиграла, как и ряд других войн. Но мы говорим о русской армии, а не о Российской державе. Русская армия Крымскую войну не проиграла, и это мнение легко обосновать.

Еще раз повторяю и подчеркиваю: речь идет о русской армии.

Русские воины проявили за полутора тысячелетнюю историю выдающиеся качества бойца, командира, стратега, поражая противников несгибаемой волей, упорством и русским духом.

За пятнадцать веков неоднократно менялась военная и социально-политическая ситуация в Восточной Европе, внутри Русского, а затем Российского государства, на его границах, вообще на Земном шаре. Менялись задачи, стоящие перед армиями и воинам. Методы, способы и средства ведения боевых действий. Противники. Десятки племен, народов, наций, стран, государств воевали с Русью, Русским государством, Россией. И все противники русской армии испытали и продолжают испытывать на себе, что это такое: русский воин, русский дух.

На всех этапах истории Русского государства, Российской державы русский воины и русские армии совершали подвиги, которые могли украсить военную историю любого государства.

 

Этапы развития военного дела

В истории развития военного дела в Русском государстве, Российской державе можно выделить следующие этапы:

Славянский этап. V – IX века.

Киевская Русь. IX – XII века.

Распря русских князей. XI – XV века.

Страна Московия. XV – XVII века.

Армия Петра Великого. 1700 – 1922 годы.

Армия Страны Советов. 1917 – 1991 годы.

 

Славянский этап

В VI-VIII вв. славяне участвовали в войнах на Балканском полуострове, на Апеннинском полуострове, поражая безудержной отвагой, исключительным воинским мастерством, организованностью.

Если верить рассказам Прокопия Кесарийского, то славянские разведчики знали воинское искусство не хуже ниндзя. Об этом, в частности, говорится в истории осады города Аксума. Продемонстрированное разведчиком искусство -  это прежде высочайшая, многовековая культура, многолетние, постоянные тренировки. Откуда и кем была привнесена эта культура в славянский мир? А может быть, славяне вместе с другими великими народами развивали это направление воинского искусства самостоятельно? Если когда-нибудь ученые ответят на этот вопрос, то в истории Земного шара прояснится многое. Нам же достаточно констатации факта владения этим искусством славянами.

Из сочинений Прокопия, Иордана, Менандра… можно сделать вывод о том, что воинское искусство славян в эпоху Великого переселения народов не ограничивалось индивидуальным мастерством воинов, их неприхотливостью, готовностью в любой момент проявить волю, упорство, силу. Славяне осуществляли дерзкие походы на территорию Восточной Римской империи и по сухопутью, и на лодках – моноксилах (однодеревках). Перечисленные авторы, и, особенно, более поздние историки и специалисты военного дела перечисляют подвиги славян и  антов, но при этом упрямо отрицают всякую возможность существования у них не то что теории военного искусства, но и вообще военной организации, серьезного отношения к военному делу. Это – ошибочное мнение. Это мнение опасное. Да-да, опасное! Это – варварское к варварам отношение! Сколько раз в истории человечества так называемые варвары нападали на гордых, заносчивых, якобы всезнающих и все умеющих создателей крупных государств! Сколько раз варвары били спесивых не варваров! Казалось бы, можно было, вспоминая исторические факты и события, понять, что не организованная толпа пусть даже очень сильных воинов не способна одолеть, скажем, римский легион, ведомый в бой Сципионом, Суллой, Цезарем… Сброд, он и есть сброд. Но почему-то очень многим специалистам военного дела до сих пор кажется, что толпа может побеждать в крупных войнах. Не может. В одном сражении, случайно либо из-за какой-то ошибки полководца, либо по другим причинам толпа может победить. Но в крупной войне она победить не может. А племена славян и антов побеждали римские армии и армии Византийской империи регулярно и часто. Приведем некоторые сведения из истории Великого переселения народов.

До второй пол. IV в. славянские племена не принимали участие в главных военных событиях. Во всяком случае, дошедшие до нас источники подтверждают это.

В 375 г. Винитар, сменивший на троне державы готов Эрманариха, отправился в поход на антов, потерпел поражение от царя Вожа, но продолжил войну, одержал победу, пленил и распял вождя антов, его сыновей и 70 старейшин племени. Серьезный удар он нанес племенам славян и антов, которые, если верить Иордану, входили в государство Эрманариха! Далеко не каждое племя и союз племен может выдержать такой удар. Славяне и анты выдержали. Жестокая расправа над побежденными не напугала проигравших. В тот ответственный для готов момент их не поддержали входившие в «государство» Эрманариха народы и племена. Гуннам это было на руку. Они разгромили готов, оттеснили их на запад.

Гуннский ураган коснулся и земель севернее степей Северного Причерноморья. По свидетельству византийского мемуариста Приска, побывавшего в 448 г. в ставке Аттилы, славяне, хоть и не в больших количествах, участвовали в походах «Бича Божьего». Но до последнего десятилетия V в. они активности не проявляли.

Приблизительно в 493 или 495 г. в пределы Византийской державы вторглись доселе неизвестные здесь племена. Первоначально их называли «гетами» по названию племен, обитавших в долине Нижнего Дуная. На самом деле это были анты и склавины. Во Фракии римское войско Юлиана потерпело от налетчиков сокрушительное поражение. Византийский полководец погиб.

В 517 г. анты и склавины прошли по Македонии, Фессалии до Фермопил, а на западном направлении -  до Старого Энира. В 527 и 529 гг. осуществили два крупных похода на Балканы. Византийские военачальники остановили врага ценою огромных потерь.

Император Юстиниан организовал строительство укрепленных поселений. «Всякое имение на Балканах либо оказалось превращенным в мощный замок, либо находилось вблизи укрепленного поста». (Прокопий из Кесарии. Из книги: Третьяков П.Н. «Восточнославянские племена». Л. 1948. С. 92). Денег на это было затрачено очень много, но результата Юстиниан I не достиг. В борьбе со славянами он использовал и дипломатию. В 530-534 гг. Фракией управлял один из антских вождей Хвилибуд. Он успешно отражал натиск с севера.

В 548 и 549 г. славяне опустошили Иллирию, Фракию, разграбили и разгромили город Топир. В 550 г. они дошли до Константинополя, но штурмовать «Длинные стены» не стали. Захватили много пленных, за них взяли богатый выкуп и ушли.

В 558 г. в Приазовье появились авары. Они подчинили племена гуннов, болгар и в союзе с кутургурами начали войну против антов, являясь союзниками Византии. В конце 560-х гг. они дошли до Паннонии, образовали Аварский каганат с каганом Баяном. Балканские войны продолжались несколько десятков лет. Во второй пол. VI в., не в силах справиться со славянами, византийские повелители разрешили им селиться на Балканах. В 70-х гг. аварский каган потребовал, как сообщает Менандр, от славян уплаты дани. Вождь славян Добрит ответил: «Мы привыкли покорять других и властвовать над ними, а не поддаваться им: при этом и останемся, пока на свете будут существовать война и меч» (Указанное соч., С. 96.).

До 591 г. давление славян увеличивалось. Закончив войну с Персией, византийцы на некоторое время перехватили инициативу в войнах со славянами. В 593 г. полководец Приск форсировал Дунай, разгромил славян во главе с Радагастом, взял добычу, много пленных. Славяне ответили новыми налетами. В 601 г. византийское войско Приска разгромило аваро-славянское войско. 8 тысяч славян и 9 тысяч аваров попали в плен. Но они продолжали играть на Балканах заглавную роль. В 623 г. славяне достигли на ладьях острова Крита, разграбили его. В 626 г. атаковали на моноксилах Константинополь, но неудачно. В 642 г. славянский флот дошел до Апулии в Южной Италии. В конце VII в. на Балканах было так много славян, что Юстиниан II сформировал из них войско в 30 тысяч человек. Но и здесь им места не хватало. Как пишет греческий историк Феофан, в 726 г. 208 тысяч славян переселились в Малую Азию, образовав там колонию.

В VII-VIII вв. давление славян ослабло. Оно вспыхнуло с новой силой в IX в., когда сформировалось на восточнославянских землях в Приднестровье государство руссов. В 839 г. руссы прислали послов в столицу империи. В те же годы "были нашествия варваров, Руси, на южное побережье Черного моря".

Я рассказал о некоторых военных событиях, в которых участвовали славянские племена. Но даже из написанного выше ясно, что без славян невозможно себе представить историю Балканского полуострова, Византийской державы и ее соседей в V – VII веках.

Справедливости ради, стоит отметить, что сохранившийся в упоминаниях писателей и историков, очевидцев и участников войн в заключительном периоде Великого переселения народов образ воина-славянина, мягко сказать, не очень похож на тот образ русского воина последующих времен, которым гордится Россия, который пугает недругов и радует друзей. Это был воин-налетчик. И не надо идеализировать его, не надо его ругать. Он был таким, каким он был.

 

Киевская Русь, Святослав

Мы не будем рассказывать военную историю ранних Рюриковичей. Об этом читателю известно со школьных лет. Мы хотим обратить внимание на Святослава.

В 965 г. он совершил хорошо продуманный, ставший неожиданным поход в Итиль, столицу Хазарии, которая контролировала земли между Днепром, Волгой и Тереком. Столица Хазарии, расположенная на островах между Ахтубой и Волгой, была разгромлена. Святослав пошел дальше, разрушил крепости Саркел на Дону и Семенд на Куме. Он нанес смертельный удар по Хазарскому каганату, который вскоре прекратил свое существование. В том же г. Святослав победил ясов (осетин), черкесов, взял Таманский полуостров (Тмутаракань). В Киев он вернулся героем.

В следующем году войско руссов разгромило вятичей на Оке, камских булгар.

В войнах 968-972 гг. с болгарами и Византийцами дружина Святослава Игоревича продемонстрировала мастерство во всех составляющих воинского искусства: поход, стремительное форсирование крупных водных преград в условиях боя (Дунай, 1968), штурм крепостей (Доростол, 1968), захват больших и малых городов и селений (около сотни в том же году), еще более стремительное возвращение в Киев, подвергшийся нападениям печенегов, разгром непрошеных гостей. В 969 г. Святослав вновь пошел на болгар, разбил их и осел в Доростоле. Затем была война с Византийской империей, императором которой был Иоанн Цимисхий, мудрый полководец, хитрый политик, выдающийся дипломат. Он сумел запутать в тенетах переговоров боевого князя руссов, заключил с ним договор, вроде бы выгодных для Святослава. Вроде бы! Потому что всем было ясно: Цимисхий сделает все возможное, чтобы выдворить за Дунай опасного противника. Император готовился к войне. И она состоялась, и в ней Святослав продемонстрировал прекрасные навыки отражения штурмов крепости! И он не проиграл войну, несмотря на значительный перевес у Цимисхия.

На берегу Дуная встретились два полководца. Святослав прибыл к месту встречи в ладье. Цимисхий - на коне в окружении свиты. Не поднимаясь, они коротко обговорили условия мира и вернулись к своим. Ладьи руссов проследовали в полной тишине по коридору между рядами кораблей врага, оснащенных машинами с "греческим огнем", и поплыли вдоль берегов Черного моря к Днепру. Святославу советовали проделать обратный путь на конях, он отказался.

На Днепровских порогах дружину Святослава подкараулили печенеги, устроили засаду, разгромили руссов, уничтожив почти всю дружину Святослава, лишь горстка воинов добралась до Киева. Добыча печенегов была знатная" много золота, серебра, богатой одежды. Но главная ценность боя - голова убитого Святослава - досталась хану печенегов Куре.

В период с 972 по 1125 год Русское государство, во-первых, пережило период расцвета могущества, во-вторых, одержало прекрасные победы над разными врагами, в том числе и над печенегами, а затем половцами, в-третьих, освободилось от влияния скандинавских дружин на внутренние и внешние дела Руси, о чем уже было сказано выше.

В этот же период сформировался удивительный тип, характер русского воина, сформировалось в общих чертах отношение граждан молодого государства к войне, к военному делу.

Самой мощной фигурой конца XI – первой четверти XII вв. являлся Владимир II Мономах. Политический такт, полководческое дарование, дипломатическое искусство и талант писателя-мыслителя, а также вся его деятельность на мирном и военном поприщах дают основания называть годы активной жизни этого человека Эпохой Мономаха. В 1100 г. он убедил князей начать боевые действия против половцев: не ждать, пока степняки совершат очередной налет на русскую землю, а самим ходить в походы, бить половцев на их территории. В походе 1108 г. Владимир возглавлял вместе с великим князем киевским союзное войско. Русские одержали победу и в январе 1108 г. заключили с противником выгодный мирный договор.

В 1113 г. шестидесятилетний Владимир Мономах стал великим князем киевским.

19 мая 1125 г. "славный победами за Русскую землю и благими нравами" великий князь киевский Владимир Мономах умер в возрасте 73 лет. Пятеро его сыновей, оставшиеся к этому времени в живых, Мстислав, Ярополк, Вячеслав, Юрий, Андрей, приехали в Киев, собрались во дворце, у гроба отца. Согласно завещанию усопшего им досталась  в наследство крупная держава и отцовское слово, "Завещание Мономаха", хорошо известное читателям.

"Приближаясь ко гробу, - написал Владимир Мономах перед смертью, - благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до старости маститой… Напомню лишь эти строки: «Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках…» Далеко не каждый великий полководец всех времен и стран может похвалить таким «послужным списком»!

Приведенные цитаты были написаны, прошу обратить внимание читателей, одним из крупнейших полководцев того времени, которое вполне можно назвать временем подведение итогов и выбора пути, а в ракурсе главной темы данного очерка – временем выбора Русского Полководца.

 

Распря русских князей

Если задаться целью выписать в хронологическом порядке все ценные с точки зрения теории и практики военного дела битвы, сражения, походы, штурмы, осады, в которых русские воины и армии совершили тот или иной подвиг либо нашли какой-то неожиданный ход, новинку, то получится внушительный поучительный труд, прекрасное пособие по военному искусству и по патриотическому воспитанию граждан России. Почему все еще нет такого труда нет?!

В коротком очерке невозможно рассказать даже о тысячной доли воинских подвигов русских и российских воинов. Но вспомним, например, знаменитое дело Игоря Святославича с половцами. Не пересказывая предысторию, историю того похода, скажу главное: поход закончился трагически для русских. Но почему это поражение надолго осталось в памяти народной, почему  поход Игоря, а не другие — удачные! — битвы и походы русских воодушевил неизвестного поэта тех времен, и он написал «Слово о полку Игореве»? Может быть, поэту хотелось поплакаться и напомнить еще раз о пагубе незатухающей распри? Нет, не этого хотелось поэту. А Игорь вот какое великое дело сделал для русского народа.

Он пошел на половцев в тот момент, когда степняки после поражений от Святослава готовились к реваншу, собирая громадное войско. Смелый поход юного князя показал степнякам, что русские не намерены терпеть налеты кочевников, что они сами будут ходить в степь, и делать там все, что творили половцы на Руси: брать пленных, захватывать обозы, скот. И не только кочевникам он показал это, но и русским. Бить врага нужно его же методами, на его же территории. Это – суровая правда войн с кочевниками, изрядно расплодившимися в начале XII в.в восточноевропейской степи. Это была вынужденная мера.

И неизвестный великий поэт очень точно почувствовал эту истину и величие дела князя Игоря Новгород-Северского.

Немного о космических полетах

Куликовскую битву нужно оценивать как главную битву в ходе пока не зарегистрированной, но существовавшей Сорокапятилетней войны (1367-1412) между Русью и Ордой. О военном и политическом значении победы войска Дмитрия Донского сказано много. Не сказано было о том, что только народы, способные рисковать и совершать подобные подвиги, имеют шанс взлетать на высочайшие вершины славы. Если бы не было в русской истории похода Игоря Новгород-Северского, Невской битвы, Куликовской битвы и других великих воинских, и не только воинских, побед, то не взлетела бы первой в мире в космос русская ракета с первым в мире спутником Земли, а затем и с Юрием Гагариным на борту.

Великие дела не приходят беспричинно и не исчезают без последствий. Каждый подвиг духа, воли, силы народа укладывается в общенародную копилку, которая является для этого народа главной сокровищницей. И чем больше в ней великих деяний, тем богаче государство и народ.

 

Страна Московия

Со второй пол. XV по конец XVII в. Русское государство преодолело, причем на большой скорости, два сложнейших исторических виража. Отделавшись от данной зависимости от ханов Орды, Иван III Васильевич, присоединяя к Москве удельные княжества и вечевые республики, смонтировал прочный остов Русского централизованного государства. Прошло каких-то пять десятков лет и его внук Иван IV, присоединив к своим владениям Казань (1552) и Астрахань (1556), превратил Русского государство в державу имперского типа, пусть пока и относительно небольшую. Проведенная им суровая и жестокая опричнина имела одной из причин именно эту стремительную структурную метаморфозу. В империи должен править император. Рюриковичи, по которым был нанесен главный удар опричниной, мешали царю строить жесткую пирамиду имперской власти. Иван IV начал уничтожать это ветвистое дерево, а уже через пятьдесят лет от него не осталось ни одной стойкой ветви, способной продолжить славу  рода.

Русские князья гибли и при Федоре Ивановиче, и при Борисе Годунове, и во времена Смутного времени. Очень жаль этих добрых, наивных, мужественных, странных людей, правивших на Руси более семи веков и сыгравших выдающую роль во всех сферах жизни, а в военной – особенно. В XV-XVI вв. полководцы Рюриковичи совершили много воинских подвигов.

Уничтожая род Рюриковичей, Иван IV сделал ставку на дворян. Как низшая часть феодально-служивого сословия (дворцовые люди) дворяне появились на Руси в XII-XIII вв. В XIV в. они стали получать за службу поместья, превращаясь в помещиков. Но до крутых реформ Ивана Грозного дворяне играли далеко не главные роли. Первый русский царь сделал на них ставку, и они его не подвели.

Резкая смена устоев, обычаев, социальной структуры государства, казалось, должна пусть и не так быстро сменить и сам подход к военному делу и, что важно для данного разговора, образ Русского Воина, Русского Полководца. Тем более, что со времен Дмитрия Донского на Руси началось внедрение огнестрельного оружия, а ко времени Ивана IV производство огнестрельного оружия заметно повлияло на технологию всей жизни государства.

Русский народ прощался с дружинами князей, с дружинниками, а потом и с Рюриковичами, но не прощался и по сей день не распрощался с тем идеалом, который сформулировал в «Завещании» Владимир Мономах. Всем русским известно о слабой русской памяти. Действительно, русские люди частенько забывали деяния, навыки и достижения предков. Часто на крутых поворотах истории он совершал нелицеприятные дела, был дерзок, упрям и суров, а то и жесток не в меру. Но жизнь не может состоять из бесконечных, крутых изворотов, а русский народ, даже находясь в состоянии деревенской пьяной драки никогда не забывал об образе Владимира Мономаха.

Иван Грозный менял государство, уничтожал одних людей, давал дорогу другим, но и новые люди оставались слишком русскими, чтобы перестать быть русскими духом, волей, отношением к жизни, отечеству, согражданам. Русское человечество сохранило в душе своей идеал Мономаха в круговерти преобразований Ивана IV, и в хаосе Смутного времени. Именно это и позволило им одолеть себя самих во время Смуты.

Чтобы быть объективным, нужно честно и прямо ответить на вопрос: «Почему устояло Русское государство, обессиленное Смутой, в первой пол. XVII в., когда, казалось, оно могло стать легкой добычей любого сильного соседа? Факты из жизни «ограниченного» монарха Михаила Федоровича говорят‚ что боярская Дума и земские соборы‚ постоянно созываемые по тому или иному случаю‚ далеко не всегда сопутствовали усилению государства‚ повышению благосостояния народа (о процветании вообще говорить не приходится‚ когда речь идет о XVII в.). А неумелые действия русских военачальников во времена не крупных‚ но очень не приятных по последствия войн‚ безынициативное руководство Думы и Земских соборов в период с 1614 по 1682 г., постоянные бунты голытьбы нередко ставили Русское государство в тупиковое положение.

Почему же оно‚ во-первых‚ устояло‚ во-вторых‚ накопило мощный людской потенциал‚ которым воспользовался Петр Первый? Одни ученые утверждают‚ что хорошо сработали первые представители династии Романовых. Другие хвалят государственную систему «ограниченной монархии». Третьи отдают дань русскому народу... Но редко кто акцентирует внимание на окружавший Страну Московию мир‚ на политическую ситуацию в Евразии и на всем Земном шаре. А именно эта ситуация сыграла заметную роль в судьбе Русского государства‚ которое‚ если говорить образно‚ оказалось в XVII в. в политической теплице.

Еще со второй пол. XVI в. в Западноевропейские страны (Испанию‚ Португалию‚ Голландию…) со всего света потянулись по морским дорогам планеты тяжело груженые золотом‚ корицей‚ иными богатствами огромные корабли. Европа быстро богатела‚ разбазаривая на пирах и гуляньях золото мира. Но золота было много. Дальновидные государственники пускали деньги в дело‚ в развитие промышленности‚ в усовершенствование вооружения‚ в техническое переоснащение армий. Конечно же, все они были не прочь рвануться на Восток по сухопутью‚ пройти через пораженную бедами Смутного времени уставшую Русь на просторы Сибири. Подобные мечты не давали покоя шведам‚ усилившимся к началу XVII вв.‚ полякам‚ еще могучим; датчанам‚ англичанам‚ которые всерьез подумывали о том‚ чтобы сделать из Русской земли «огромный склад»‚ откуда можно было бесплатно либо за бесценок брать пушнину и рыбу‚ зерно и лес.. Но!

В 1566 г. в Европе началась Нидерландская буржуазная революция‚ явившаяся началом крупнейших преобразований в Европе‚ которые втянули в водовороты бурных событий‚ практически‚ все страны региона‚ вплоть до Османской империи‚ воспользовавшейся благоприятной ситуацией и развязавшей Каирскую войну (1570-1573). Хуан Австрийский‚ возглавлявший испано-венецианский флот в морском сражении у мыса Скрофа (Лепантский бой)‚ разгромил турецкий флот‚ но созданная папой римским Пием V для борьбы против Османской империи Священная лига (Испания‚ Венеция‚ папа Римский и итальянские княжества) войну проиграла‚ Кипр достался туркам.

Испания‚ не желавшая сдавать позиции в Европе‚ построила громадный флот‚ «Непобедимую армаду»‚ но вступившая в Нидерландскую войну Англия послала на армаду флот адмирала Дрейка‚ и тот разгромил ее.

Поражение в Нидерландской войне положило конец периоду испанского преобладания в Европе‚ хотя Испания еще оставалась сильной и мечтала о реванше.

В 1618 г. вспыхнула Тридцатилетняя война‚ надолго отвлекшая многие страны от других проблем‚ в том числе, от мечтаний поживиться чужим богатством в Восточной Европе. Германия и Испания (Католическая лига)‚ с одной стороны‚ и протестантские княжества Южной и Западной Германий‚ Дания‚ Швеция‚ Франция (Евангелическая уния)‚ с другой стороны‚ тридцать лет держали друг друга в напряжении. Война закончилась разгромом Германии‚ которая распалась на 300 самостоятельных государств‚ потеряв до 75 % населения. Победа для Евангелической унии была нелегкой. Многие страны потеряли лучших полководцев‚ воинов. Им нужна была передышка. С запада и северо-запада русские большой беды могли не ждать.

Но устала завоевывать и Османская империя, достигнув апофеоза величия. В XVI в. у нее появился грозный соперник на востоке: государство Сефевидов. Сразу после окончания Кипрской, удачной для себя войны Османская империя втянулась в другую войну, Ирано-турецкую, которая продолжалась с 1578 по 1639 г. Так и не выявив победителя, она заметно ослабила обоих противников. Имея у себя под боком Сефевидский Иран, Османская империя в XVII в. даже думать не могла о крупномасштабных операциях в Восточной Европе. Но и набирающий силу Иран не мог позволить себе такую роскошь: попытаться прорваться по Кавказскому коридору к Астрахани. У Сефевидов кроме Османской империи на западе был еще один мощный соперник – на юго-востоке: империя Великих Моголов, достигшая при Аурангзебе (1618 – 1707 годы, правил с 1658 г.) вершины могущества. Чуть позже, в XVIII в., шахи Ирана будут вести успешные войны против Великих Моголов, но к тому времени Страна Московия превратится в Российскую империю, которая сама будет диктовать условия соседям. Далеко на Востоке от Русского государство на рубеже XVI-XVII вв. окрепли маньчжуры. Не надо думать, что Маньчжурия очень далеко от Восточной Европы. Не намного дальше, чем реки Орхон, Онон и Керулен, в долинах которых в XII-XIII вв. созрела энергия громадной завоевательной силы. Согласно легендам, потомки Чингисхана несколько веков хранили печать Тэмуджина, как символ власти, как символ веры в то, что попытку создать государство "от моря и до моря" можно повторить еще раз, еще сотни раз – до тех пор, пока не осуществится эта сумасбродная идея Саргона I Великого и Чингисхана. Маньчжурский хан Нурхаци (1559-1626) в 1616 г. основал династию Поздняя Цзинь, вел войны с соседними племенами, с Кореей, с Китаем. Его сын Абахай первым делом добыл печать Чингисхана, тем самым заявив о себе‚ как о восприемнике Тэмуджина и его сумасбродной идеи.

«Вода течет туда, где ниже и в этом ее мудрость». Разливаясь с долин трех вышеуказанных рек по просторам Евразии, людская мощная энергия растекалась именно по тем направлениям, где "было ниже", где энергетический потенциал наций, народов, стран и империй, ослабевший из-за Мировой распри XI-XIII вв., заметно уступал потенциалу "людей длинной воли" – людей Чингисхана.

У Нурхаци и Абахая задача была посложнее. Они слышали о казаках, подданных Белого царя, которые с упрямством морской волны накатывались на Сибирь, продвигались все дальше и дальше на восток. Как обладатель печати Чингисхана, Абахай не мог не думать об империи "от моря и до моря". Но он знал, как высок потенциал того народа, из недр которого волнами расходятся по Сибири отряды. Вода течет туда, где ниже. Абахай повел людей на юг – в громадный Китай, пораженный долгой, кровопролитной гражданской войной.

Очень повезло русскому народу в XVII в., когда все народы и страны Евразии, обнимавшие Страну Московию с Запада, Юга и Востока, вынуждены были заниматься своими проблемами. С Севера к Русскому государству прижимался Ледовитый океан.

Первые Романовы, а также все, кто участвовал в управлении государством, чисто внешне могли выглядеть этакими пассивными баловнями судьбы: страна богатая; народ, хоть и "бунташный", но в меру; "политическая теплица", сооруженная "международной обстановкой", довольно прочная, особой нужды в резких движениях, в экстенсификации технологического процесса жизни не спеша развивающегося государства нет, а если такой нужды нет, то и не стоит подгонять события, строить заводы, открывать университеты и так далее. Ничего не нужно менять – нужно жить по-русски. Степенно. Именно так и жили первые Романовы и возглавляемая ими Страна.

Это позволило русским с минимальными душевными, духовными и физическими потерями преодолеть непростую (хоть и в "теплице" расположенную) временную дистанцию: 1613-1682 годы.

 

Армия Петра Великого

Значительная часть специалистов считает, что Петр Великий создал принципиально новую русскую армию, одержавшую в период с 1700 по 1917 гг. много прекрасных побед. Победы действительно были блистательные, но я бы не рискнул называть российскую армию только детищем Петра. Ее творили Б. П. Шереметев и А. И. Репнин, других бояре, «выходцы» из XVII в., сторонники русской старины, а также люди из окружения Петра Великого. И, конечно же, сам первый русский император, и дворяне, и рядовые солдаты, и не только во времена великого Преобразователя, но и много позже его смерти, вплоть до 1917 г., вплоть до Гражданской войны в России. Победы российской армии в XVIII-XX вв. стали возможны не только и не столько, потому что ее якобы создал один Петр, но потому, что она, от рядового до фельдмаршала, впитала в себя духовные идеи, сформированные в предыдущие века русской истории.

Почему бесправный русский солдат, обычно из крепостных крестьян, так любил русского генерала, готов был отдать за него жизнь? Почему российский солдатик бросался на невероятные штурмы, рвал в штыковых атаках всех, кто пытался противостоять ему? Почему русские генералы, потомственные дворяне, князья, графы, бароны … ходили со своими солдатиками в атаки, а то и поднимали их, вдруг оробевших, в атаки? Не барское это дело – ходить в атаки вместе с быдлом? Почему это явление было массовым в российской армии?

Почему все честные биографы часто вспоминают это качество настоящих русских генералов, маршалов, генералиссимусов? Потому что без этого не понять то, что называется «русским духом», русским солдатом, Русским Полководцем. Потому что без этого не понять причину побед русского воинства и до Петра, и после него, и, кстати, во времена Советского Союза.

Великое дело сделал Великий Петр, слов нет. Но славу русской армии, великие ее победы творили все русские, российские и советские солдаты, генералы, маршалы, и Петр I – тоже.



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить