Александр Торопцев. Подвиги России

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 7
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Подвиги России
Первый подвиг России
Второй подвиг России. Преодоление распри. XI-XV вв.
Третий подвиг России. Русское Возрождение
Четвертый подвиг России. Русская иконопись
Пятый подвиг России. Русские Православные храмы
Шестой подвиг России. Русская православная церковь
Седьмой подвиг России. Первопроходцы Сибири
Восьмой подвиг России. Московский вариант создания державы имперского типа
Девятый подвиг России. Русская армия
Десятый подвиг России. Русская литература и искусство. (Золотой век)
Одиннадцатый подвиг России. Великая Отечественная война
Двенадцатый подвиг. Российская и советская наука
Все страницы

С. 66

Александр Торопцев

Подвиги России Журнальный вариант

Факты. События. Явления. Вместо введения.

 

Первые подвиги земношарного масштаба народы и племена Восточной Европы совершили задолго до рождения Древнерусского государства, и по справедливости, наш разговор нужно начинать хотя бы со «скифского тетрагона», занимавшего в VII-IV вв. до н.э. квадрат, с вершинами в современных городах Николаеве, Киеве, Воронеже, Ростове-на-Дону. Искусство скифов, мудрецы, Анахарсис, например, воины, вожди, великолепные победы в походах и сражениях... Есть о чем поговорить.

Можно вспомнить «управляемых женщинами», сарматов (савроматов), сменивших скифов в Восточноевропейской степи, можно вспомнить хуннов-гуннов, и готов, и угро-финнов, проживавших когда-то на территории от Арала до Венгерской равнины и от Финляндии до Югорского камня. К сожалению, я пока не имею достаточных знаний, позволивших бы четко изложить достижения обитателей Восточной Европы приблизительно с XII-X вв. до н.э., когда завершилось очередное мощное переселение народов, охватившее все без исключения цивилизационные центры Земного шара, по VI-VII в.н.э., когда закончилось так называемое Великое переселение народов, результатом которого явилось рождение, а точнее сказать, зачатие в Восточной Европе народа, создавшего в будущем крупнейшую Евразийскую державу.

Какие это были насыщенные, динамичные 16-20 столетий в истории планеты людей, как много мы знаем уже о событиях в других  регионах. «В других – да! – слышу я упрямое возражение. – А в Восточной Европе, не обустроенной, малонаселенной, государственной жизни не было, и быть не могло!» Согласиться с этим приговором я не могу.

Земной шар представляет собой единый социально-психологический организм, в котором все процессы (например, развития государств) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Да, в одном регионе планеты государственная жизнь может бурлить, в другом - находиться в «штилевом состоянии», и если бы не громадные богатства Восточной Европы и ее относительная близость к сильным государствам Древнего мира, то я бы смирился с мнением тех, кто считает, что здесь до «призвания варягов» и людей-то почти не было. Одни медведи да прочая живность бродили по таежным лесам, охраняя  строевой лес, пушного зверя, мед, другие дары леса, местных рек, озер, полей. Об этих богатствах хорошо знали те же скифы. Но почему-то выше линии Киев – Воронеж они не поднимались. Почему? Потому что их медведи да лоси пугали, страшные на вид?

Ну, уж с медведями-то степняк договорился бы, и брал бы он здесь задарма все богатства, и отправлял бы их в Азию Ахеменидам, на Балканы грекам, а то и в Китай, и в Индию. Не брал. Не отправлял, будь они не ладны, эти восточноевропейские медведи.

«Управляемые женщинами» властвовали в Восточноевропейской степи в эпоху эллинизма. В те времена греческие (а чуть позже – римские) инженеры строили могучие механизмы для взятия крепостей и громадные корабли. Деметрий Полиоркет («Осаждающий города») вообще помешался на этом деле. У него был огромный флот, много военной техники. Один его корабль, если верить Плутарху, достигал в длину 280 локтей, то есть около 150 метров. Это – прекрасная роща, лес. Сколько таких лесов уничтожил Полиоркет! Он и другие полководцы, и купцы, и богатые люди остро нуждались в строительном лесе. В странах, прилежащих к Средиземному морю, леса почти не осталось. В Центральную и Западную Европу их не пускали местные племена. А кто их не пускал в Восточную Европу?

Не правда ли странно?! Огромный природный склад оставался не тронутым и вроде бы как ненужным никому. Можно ли в это поверить? Логично ли такое отношение сильных стран к восточноевропейским богатствам? Нет. Логичнее было бы признать, что уже в XII в. до н.э. – V вв. н.э. здесь обитали сильные племена, не пускавшие в родной дом, кого ни попадя. Государства в современном понимании этого слова, у них не было. Однако это не означает, что они не имели некоей, скрепляющей организационной структуры, например, прочного в пространстве и во времени союза племен.

Возможность существования такого государственного образования в лесной обширной стране подтверждается, например, византийским историком Прокопием Кесарийским, который в труде «Война с готами», упоминая племена славян и антов, обитавших севернее Истра (Дуная), в частности, говорил: «В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю потому, что жили они «спораден», рассеянно. Поэтому и земли занимать им надо много…» Занимая обширные территории, живя рассеянно, славяне, если верить Прокопию, в случае необходимости, практически, мгновенно собирали войско и либо давали отпор вторгшемуся на их территорию врагу, либо отправлялись в походы. В VI-VII вв. славяне часто ходили на Балканы, в Черное и Средиземное моря, в Малую Азию, но нас в данном случае волнуют не воинские подвиги, а наличие у славян порядка, которому могли позавидовать многие государства.

Признав реальной возможность создания в Восточной Европе прочных государственных образований задолго до создания Древнерусского государства, мы должны признаться в том, что история этого региона в очерченный период разработана чрезвычайно слабо. А это приводит некоторых исследователей и политиков к странным выводам, решениям и, что очень опасно, действиям.

Вспомним, например, горячих парней, создавших в XX в. фашистскую партию в Финляндии и возмечтавших создать великую угро-финскую державу. С каким пафосом молодые люди говорили о славных предках, пытаясь растревожить соотечественников, забывая, что древние финно-угры свое слово в цивилизационном процессе сказали, что к ним эти парни никакого отношения не имеют, как, например, современные обитатели Балканского полуострова ничего общего не имеют с греками времен Миноса, Геракла, Тесея, Одиссея, Гомера, Писистрата, Солона, Фемистокла, Перикла и так далее.

Я не хочу обижать ни горячих, ни холодных (а нормальные меня поймут), ни обидчивых, ни обиженных. Я говорю о том, что любой государственный организм имеет вполне определенный срок жизни, и, как это не печально,  отработав свое время, умирает. Остается с землянами опыт тех, кто жил-поживал на планете раньше нас, опыт, который просто невозможно передавать по наследству, потому что он принадлежит всем. И нам нужно думать не о восстановлении границ древних государств (запутаемся, ей Богу, и передеремся), а о поиске опыта древних, о передаче его землянам, которые будут жить после нас.

Конечно, для более тонкого понимания опыта русских и россиян, нужно тщательно восстановить историю Восточной Европы до того, как ее активно стали обживать славяне. С подобной работой справиться можно только сообща, но результатами ее останутся довольны все народы и народности Восточной Европы. При условии, если они будут думать не о прошлых границах, а об опыте прошлого и о том, как его использовать.

В данных очерках я расскажу о подвигах россиян в делах мира и войны. Да, я заметно опережаю события. Россия еще сильна, умирать ей рановато, есть у нее, как в той песне поется, еще дома дела, быть может, самые важные за всю ее историю.

Но я имею право подвести уже сейчас некоторые итоги, с которыми страна и народ преодолели очередной промежуточный финиш сложнейшего исторического марафона. Точно такое же право имеет любой наш современник: француз или китаец, англичанин или индиец, немец или американец и так далее. (Замечательная книга получится, если все, имеющие это право, напишут о «Двенадцати подвигах» своих стран и народов!).

…На мой взгляд, россияне совершили следующие подвиги земношарного характера:

1. В жестких условиях Раннего Средневековья они создали сильное, централизованное государство, Киевскую Русь, Гардарику, по красоте и великолепию, и другим государственным характеристикам превосходящую страны Европы, за исключением Византии.

2. Во времена Мировой распри (в XI-XV вв.), в борьбе со степняками и с другими сильными противниками, в противостоянии с Золотой Ордой, они сохранили в себе все русское, то есть язык, обычаи, культуру, православную веру, душевную тягу к прекрасному… Это удалось сделать далеко не всем народам в те сложные времена.

3. Приблизительно с 1292 г., когда в Киевской Руси после пятидесятилетнего перерыва, вызванного опустошительным нашествием степняков, была построена первая каменная церковь на Липне близ Новгорода, началось Русское Возрождение. Этого термина в научном обиходе пока нет, но легко обосновать примерами, что Русское Возрождение, как культурологическое и историологическое явление имело место и по своей значимости оно не уступает западноевропейскому Ренессансу.

4. Русская иконопись известна всем любителям живописи. Уже около двух веков из России вывозят иконы. Икон было очень много, а значит, в русском народе был спрос великий на иконы. И это тоже явление – спрос на шедевры духа, разума и сердца.

5. Деревянное и каменное храмостроительство.

6. История Православия московского толка.

7. Московский вариант создания мировой державы.

8. Российские первопроходцы Севера Евразии, Сибири и Дальнего Востока.

9. Русская военная доктрина, образ и подвиги русского воина и русских полководцев, несомненно, представляют собой явление в мировой истории войн.

10. Российское искусство и литература. Золотой век.

11. Великая Отечественная война – как итог более чем тысячелетнего противостояния Запада и Востока Европы.

12. Освоение космоса – как логический итог развития российской науки, русского научного мышления.

 

Конечно же, можно говорить и о русской интеллигенции, о русском диссидентстве, начавшемся со Святослава Игоревича и оформившемся в некий, упрямый образ в лице Андрея Курбского, первого русского пишущего диссидента. Можно вспомнить и староверов, и декабристов, и балет, и цыганский романс, и советских спортсменов… Но читатель уже почувствовал разницу между «Двенадцатью подвигами России» и перечисленными в данном абзаце крупными событиями, которые в отличие от земношарных явлений весьма ограничены и имеют очень сильное затухание в пространственно-временном поле.

Вышесказанное нуждается в некоем пояснении.

Движение жизни Земного шара, то есть мировую историю, или по терминологии Полибия, всеобщую историю нужно изучать, постоянно помня о трех уровнях: уровне фактов, уровне событий, уровне явлений.

Факт сам по себе случаен, причинно не обусловлен, точечен. Фактов бесконечное множество. Своей массой они пугают и путают человека, решившего познать историю.

События являются, во-первых, следствием движения Земного шара в каком-то интервале пространственно-временного поля, во-вторых, они, как правило, сами служат причинами последующих событий. Они причинно объемны.

Явления в жизни Земного шара имеют пучок причин, социальных, природных, астрономических, психологических… До сих пор человечеству не удавалось достойным образом подготовиться  к «встрече» того или иного явления, хотя они не налетают на лпанету неожиданным ураганом. Вспомним, какой вред цивилизационному процессу нанесло так называемое Великое переселение народов – земношарное явление, которое сформировалось из пучка причин и разбросало по Земному шару столь же сложный пучок исторических установок для тех или иных территорий, на которых начиналась новая жизнь новых народов, рожденных в оргиастических бурях  утомительных войн оседлого люда с босоногими переселенцами. В частности, в Восточной Европе на исходе Великого переселения народов стал зарождаться русский народ.

… Обычно крупные явление в жизни страны является событием в жизни планеты. Например, для Бразилии во второй пол. XX в. футбол – явление. Для планеты бразильский футбол – событие.

Так как Земной шар является единым организмом, то любое крупное событие в одной его точке не может быть локальным. Примеры. Искусство бардов, чуть ли не повсеместно модное в IV-XV вв. н.э. Всплеск градостроительства в IX-XII вв. (Западная Европа, Гардарика, Византийская империя, Арабский Халифат, Паганское царство и вообще Индокитай, Индия, Китай, Япония и так далее). Всплеск рыцарства в Западной Европе, Восточной Европе (дружины князей), Византии (акриты), Центральной и Южной Азии (раджпуты), на Дальнем Востоке (китайские монахи, японские самураи) и так далее. Подобных примеров можно приводит множество!

Вышеизложенные предварительные рассуждения необходимы для того, чтобы настроить читателя на земношарную волну, на разговор о явлениях в российской истории, которые запечатлелись в истории планеты так ярко, что вряд ли человечество рискнет или сможет забыть их.



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить