Новое на сайте

Популярное

Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга) - Глава I. Вводная. (О Пирамиде власти)

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 11
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга)
Глава I. Вводная. (О Пирамиде власти)
Глава II. Древний мир
Восточная Европа. VIII вв. до н.э. – IV вв. н.э
Глава III. Раннее Средневековье. IV-VIII вв.
Глава IV. Время викингов. IX-XI вв.
Глава V. Мировая распря. XI-XV вв.
Глава VI. Русское государство. XVI-XVII вв.
Дело первопроходцев и наша книга
Глава VII. Век России. XVIII в.
Глава VIII. Самые революционные 150 лет
Оглавление
Все страницы

 

Глава I. Вводная. (О Пирамиде власти)

 

Почему меняется власть?

Множество причин смены власти, а, значит, и смены экономических приоритетов и денежных потоков,  в государстве можно распределить по трём разновеликим блокам: эпохальные (земношарные) причины, стратегические в пространстве и во времени и локальные. К первым, вторым и третьим причинам относятся: природные катаклизмы разного масштаба, а также космическая динамика, которая, как всем уже хорошо известно, оказывает влияние не только на физическое состояние планеты Земля, но и на психологическое состояние отдельных людей и человечества в целом; государственные (земношарные, региональные, «точечные», то есть внутригосударственные). Ко вторым и третьим причинам можно причислить социально психологические особенности динамики развития Земного шара в целом, любого из его региона, а также какой-либо страны. Локальную причину может возбудить деятельность сильных личностей.

 

Предварительные рассуждения

Земной шар представляет собой единый социально-психологический организм. Таковым он был, есть и будет до тех пор, пока не умрет самый крохотный кустик, самая простейшая амеба.

Движение жизни Земного шара в пространственно-временном поле циклично, или синусоидально, или волнообразно. Это связано с цикличностью далеких и близких от Солнечной системы галактик и миров, и Вселенной в целом. Эта цикличность не подвластна воле и разуму человека, а значит, не стоит даже мечтать о ее подчинении. Наоборот, человечество должно понять, что этим всеобъемлющим качеством Вселенной нужно пользоваться, подчиняясь ему, как и другим, менее глобальным процессам Природы.

Движение жизни Земного шара можно представить себе в виде каната, сплетенного из разных по длине, толщине и прочности, по другим характеристикам разноцветных нитей, причинно связанных друг с другом, причинно же переходящих одна в другую. Именно поэтому «Канат жизни» обладает сверх прочностью.

Синусоида движения Земного шара в пространственно-временном поле представляет собой суперпозицию нескольких синусоид, имеющих разные частоты пульсации. Существует, например, версия о том, что через каждые 25 тысяч лет на Земном шаре происходят земношарного масштаба катаклизмы. Иные ученые называют цифру в два раза меньше: двенадцать с половиной тысяч лет. И те, и другие приводят весьма обоснованную аргументацию в пользу своих мнений, которые, как легко догадаться, не противоречат друг другу. Пусть это будет синусоида с периодом в 12,5 тысяч лет. В «Сказании об Атрахасисе», известном со старовавилонского времени, с правления Аммицадуки (1646-1626 гг. до н.э.), упрямым рефреном повторяется двустишие: «Не прошло и двенадцати сотен лет, Страна разрослась, расплодились люди…» Эту цифру (1200 лет) некоторые ученые XIX-XX вв. н.э. называют предельной для крупных государственных образований типа Римской империи, Византийской империи и так далее. Учитывая опыт тех, кто написал  «Сказание об Атрахасисе», а также наблюдения  современных специалистов, можно предположить, что действительно существует Земношарная синусоида с периодом в 1200 лет. Далее, вспомним, что в VIII-III вв. до н.э. на Земном шаре доминировали города-государства. В III в. до н.э. – III в. н.э. – крупные государственные образования имперского типа; в III-VII вв., во время так называемого Великого переселения народов, - мелкие во времени и пространстве государства; в VII-XI вв. – крупные державы; в XI-XV вв. – небольшие, повторюсь, во времени и пространстве, государства; в XV-XX вв. – крупные державы имперского типа. Это наблюдение наводит на мысль о том, что смена моды на тип государственного устройства не случайна. А значит, и эту синусоиду нельзя не учитывать в изучении истории Земного шара. В некоторых работах я предложил и историческими примерами обосновал синусоидальность с периодом в 80-120 лет. Любое государство в течение этого времени, которое, как правило, начинается где-то на рубеже очередного столетия, проходит через следующие этапы: генерации государственной идеи, ее реализации, накопления, потребления накопленных богатств. В зоне потребления рождается новая государственная идея. Она может быть духовной, экономической, культурологической, военной (экономика военных походов) и так далее, но во всех случаях она будет определять все сферы жизни и деятельности государства в целом, а значит, и большинства его граждан. Любой желающий может убедиться в обоснованности данной идеи, проштудировав историю, скажем, Московской империи со времен хотя бы Даниила Александровича и до конца XX в., в котором Ленин и его сподвижники являлись генераторами идеи, Сталин – реализатором, Хрущев и Брежнев – накопителями, Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев – потребителями. Эта идея, кстати, очень хорошо согласуется с природными циклами, с природной пульсацией: утро – день – вечер – ночь, весна – лето – осень – зима. Генерация идеи, ее реализация, накопление богатств, потребление.

На каждом этапе меняются финансовые потоки, хотят того люди или нет. Заметнее всего меняется инфраструктура государства на «водоразделе» этапов генерации и реализации, когда идеи обретают устойчивую форму, и она наполняется новыми и содержанием, и смыслом, иной раз диаметрально противоположными по отношению к идеям предыдущего «витка».

Существуют и иные синусоиды движения жизни Земного шара в пространственно-временном поле, о которых написано, например, в книгах Древней Индии. Но даже вышесказанное говорит, какой сложной и красивой является суперпозиция перечисленных синусоид, во многом определяющих нашу жизнь.

Движение жизни Земного шара, то есть мировую историю, или по терминологии Полибия, всеобщую историю нужно изучать и осмыслять, постоянно помня о трех уровнях познания: уровне фактов, уровне событий, уровне явлений.

Факт сам по себе случаен, причинно не обусловлен, точечен, и он может породить только локальную причину, практически, моментально гаснущую. Фактов бесконечное множество. Своей массой они-то и пугают человека, решившего познать историю! Факты дезорганизуют в том случае, если человек полагается только на факты, забывая второй и третий уровни познания истории. Российской империи в XVIII в. нужно было передохнуть от бурь времен Петра Великого, и потомственная знать нашла очень хорошую форму царского правления: демократический фаворитизм. Любвеобильные женщины с их животной, неуёмной страстью сменили за неполные 70 лет несколько десятков фаворитов, которые оказывали очень заметное влияние на политику государства, и, естественно, на распределение финансовых потоков. Это – локальные причины.

События являются, во-первых, следствием движения Земного шара, любого региона, либо отдельной страны, в каком-то интервале пространственно-временного поля, во-вторых, они, как правило, сами служат причинами последующих событий. Они причинно объемны. Событий на несколько порядков меньше, чем фактов. События имеют стратегическую сущность. Они, свершившиеся, могут определять и часто определяют, скажем, жизнь в одном отдельном государстве на десятки лет.

Явления в жизни Земного шара имеют целый пучок причин, социальных, природных, астрономических, психологических (коль скоро Земной шар есть социально-психологический единый организм). Они-то и являются эпохальными причинами мощных перетрясок социально-политического устройства и Земного шара в целом, и любого из государств. До сих пор человечеству не удавалось достойным образом подготовиться  к «встрече» тех или иных явлений, хотя, как правило, они не налетают на Земной шар неожиданным ураганом. Вспомним, какой вред цивилизационному процессу принесло так называемое Великое переселение народов, сколько шедевров Древнего мира было загублено в цивилизационных центрах планеты, сколько всего забыли люди! Великое переселение народов – земношарное явление, которое сформировалось из пучка причин и разбросало по Земному шару столь же сложный пучок исторических установок для тех или иных территорий, на которых начиналась новая жизнь новых народов, рожденных в оргиастических бурях  утомительных войн оседлого люда с босоногими переселенцами.

В частности, в Восточной Европе на исходе Великого переселения народов стал зарождаться русский народ.

Обычно явление в жизни страны, народа является событием в жизни планеты. Например, для Бразилии во второй пол. XX в. футбол – явление. Для Земного шара бразильский футбол – небольшое событие.

Человек, как исторический объект, обычно является фактом в жизни государства. Лишь самые выдающиеся деятели в той или иной области могут играть роль событий. И лишь самые великие из них могут стать явлением в жизни Земного шара, как, например, основатели мировых религий: Моисей, Будда, Мухаммад, а также такие мыслители как Сократ, Пифагор, Конфуций и так далее. Я подчеркиваю, в жизни Земного шара. Наполеон был явлением в жизни Франции, но в жизни Земного шара он стал лишь событием. Как и, Тимур, Бабур, даже Ашока.

Любое крупное событие в любой точке Земли не может быть локальным, дискретным. Примеры. Искусство песносказителей, повсеместно модное в IV-XV вв. н.э. Всплеск градостроительства в IX-XII вв. (Западная Европа, Гардарика, Византийская империя, Арабский Халифат, Паганское царство и вообще Индокитай, Индия, Китай, Япония и т. д.). Рыцарство в Западной Европе, акриты в Византии, раджпуты в Центральной и Южной Азии, китайские монахи и японские самураи. В Средние века во многих, весьма разбросанных друг от друга странах бытовал  обычай, названный «откупом головы». А уже перечисленные «пульсации» государственного устройства. А  тяготение к мудрости в VIII-III вв. до н.э. во всех цивилизационных центрах планеты...

Марксистско-ленинская периодизация движения жизни на планете от первобытнообщинного строя до коммунистического общества не верна. И нужно скорее от нее избавиться, не ругая ее создателей, потому что они подслушали зов времени, слишком доверились времени, то есть сложной динамике XIX и первой четверти XX вв., не решились более внимательно исследовать «Канат жизни», в результате чего получили в сущности не теорию, а лишь объяснение некоторых, сильно зажатых в пространственно-временном интервале социальных явлений. Они ошиблись хотя бы потому, что совсем не знали историю социальных потрясений, например, в Поднебесной, начиная с Цинь Шихуанди и кончая хотя бы Чжу Юаньчжаном. Сколько раз босоногие побеждали в Китае, между прочим, и под красными знаменами тоже! Сколько раз они пытались построить справедливое общество, даже слыхом не слыхивая о теории Маркса-Ленина! Построили они это общество? Сумел ли кто-нибудь, начиная с Платона успешно перенести революцию на чужую территорию? Нет. Маркс, начитанный человек, обязан был это знать. Пример грубой опрометчивости основателей марксизма-ленинизма должен всегда быть перед глазами любого уважающего себя человека, потому что … движение жизни синусоидально! Это не значит, что оно вновь приведет человечество на отметку 1848-1917 гг., это значит, что человеку и человечеству свойственно повторять свои ошибки на разных витках, на разных волнах «Каната жизни».  Учение Маркса-Энгельса-Ленина не всесильно, хотя и верно, повторюсь, в весьма ограниченном пространственно-временном интервале.

Человек делает себя в истории. Только те люди, которых я назвал явлениями в истории Земного шара, оказывали и продолжают активно оказывать влияние на судьбы человечества. Таких великих людей в пятитысячелетней истории Земного шара было не более 500. Их биографии, смысл содеянного ими нужно понимать и чувствовать.

Даже величайшие из великих не делали историю человечества, а делали себя в истории человечества. Цезаря убили, но империя, которую он яростно отстаивал, справилась с «заказом истории» и нашла себе осторожного Августа. Приблизительно также обстояло дело с Цинь Шихуанди и Лю Баном в Поднебесной. Наполеон пошел против движения истории, потому что ей уже надоело укрупнять на Земном шаре громоздкие молекулы, державы имперского типа, и она (ее величество история!) уже начала эти империи потихонечку крушить. Великобритания потеряла США, Испания – несколько государств Латинской Америки… Великий Корсиканец решил пойти наперекор «заказу истории» и создать на территории Европы мощную империю. Получилось? – Нет. И не могло получиться. Но себя показать во всей красе Наполеону удалось. Если же вспомнить, какие во Франции той поры были замечательные полководцы и политические деятели, то можно предположить, что, погибни Бонапарт на Аркольском мосту, или даже под стенами Тулона, ничего принципиально иного история не предложила бы людям. Вместо Наполеоновских войн были бы, скажем, Мюратовские. А вместо Ватерлоо – Ваграм. Суть не в этом.  Суть в том, что Земной шар начал дробиться, и Наполеоны ему разонравились. Разложите перед собой политические карты мира, начиная с 1774 г. и по сей день, и Вы убедитесь в том, что я прав, что силы способной сохранить крупные молекулы на теле Земли нет.

В жизни великих людей много логичного, потому что они, высвечиваясь на фоне истории, подчиняющейся жесткой логике,  оказываются на волне этого жестко-логичного потока, и жизнь их, хотят они того или нет, просто обязана стать и быть логичной.

Ни в коем случае нельзя доверять тем историкам и особенно писателям, которые в экстазе творчества изобретают историческое вранье типа: если не сегодня, то никогда. Этим, кстати, грешил и очень уважаемый мной революционный логик В. И. Ленин. «Промедление смерти подобно!» Смерти чего или кого? Если кого, то, конечно же, да, все промедлившие погибли бы. Но Россия не спаслась бы от бурных событий, которые для нее «заказал» XX век! Вот что надо понять. А понять это можно только в том случае, если внимательно исследовать все нити российского «Каната жизни», крепко вплетенного в земношарный «Канат жизни». Исследуйте и поймете, что страна была запущена, что выкарабкаться из этой болотистой запустелости плавно, без рывков было чрезвычайно трудно, хотя вариативные возможности этого, конечно же, существовали.

Для того, чтобы явление Земношарного масштаба созрело, необходимо много веков, а то и тысячелетий. Событиям, даже очень крупным, времени для созревания нужно, что вполне естественно, меньше времени. В среднем 100 лет живет в государстве идея. На пустом месте Конфуции не рождаются. На пустом месте песни Гомера не рождаются. Шицзин, Одиссея, Илиада были записаны приблизительно в одно и то же время (VI-V вв. до н.э.), но творились они, и пелись около 500-600 лет до Писистрата и до Конфуция…  И Махабхарата – тоже. И Ветхий завет. И «Круг Земной». И саги.

 

Власть и финансовые потоки

Любая смена власти или смена лидеров в государстве влечет за собой глобальное, или незначительное перекраивание инфраструктуры государства и изменение финансовых потоков, крупных и мелких. Именно поэтому кто-то с надеждой ждет перемен, кто-то со страхом, а кто-то (их, впрочем, не так много) и равнодушно.

Нередко на смену власти огромное влияние оказывает изменение финансовых потоков в той или иной стране, в том или ином регионе.

Эпоха викингов (в Восточной Европе их называли варягами, или верингами) закачивала громадные деньги в долину Днепра, и Киевская Русь быстро богатела. В 1066 г. после провального похода на Альбион Харальда Хардероде (Сурового) и гибели этого последнего «короля (конунга) моря» эпоха викингов завершилась. Цветущий Киев стал быстро терять деньги, военное и политическое могущество, превращаясь в богатую шкатулку исторических, духовных и материальных ценностей. И в Восточной Европе разразилась распря князей, четыре века боровшихся за лидерство, за власть.

Великий шёлковый путь – могучая финансовая река с бесчисленными притоками: реками, ручьями, ручейками. Его история в древние времена, затем в средние века в чём-то очень похожа на историю «пути из варяг в греки».

История государств, прилегающих к рекам Аму-Дарья и Сыр-Дарья, а также к Аральском морю, хорошо иллюстрирует мысль о взаимозависимости природных явлений, экономики, финансов и государственности на макро-уровнях. Ученые пока не установили взаимосвязь этих трех географических объектов в Центральной Азии на государственное строительство, а зря. Совсем недавно Арал был напоён водой, в нём рыбы было очень много, да какой рыбы!! Сейчас Арал временно отдыхает. Никаких финансовых потоков. Но, бизнесмены! имейте в виду, что подобное в регионе уже было, что не сегодня, так завтра вода в Арал придет. Помните о задуманной, но, слава Богу, не осуществленной идее переброски северных рек в Каспий в 60-70 годы XX в. Сколько денег неучи вбухали в разработки и проектирование этих проектов!  Но вдруг Каспий ожил, вода в нем стала прибывать, да, кстати, и нефти прибавилось.

Арал жил – Каспий болел, Арал занемог – Каспий здравствует. И это не случайно. Но долго ли подобное будет продолжаться? И возможно ли вмешательство в подобные процессы смелых лидеров России, других государств, а также бизнесменов и финансистов.

На первый вопрос я отвечаю так: нужно исследовать динамику «болезней» того и другого морей за предыдущие 5 тысяч лет, составить графики «болезней», и всё всем будет ясно. Лучше так, чем спорить с Природой и тянуть водопроводы из Сибирских рек в Арал. Нужно идти от природы, а не против неё. Нужно раз и навсегда забыть постулат видного, но не дальновидного ученого и перестать насиловать природу.

До княгини Ольги Рюриковичи использовали старую инфраструктуру племен, обитавших в Восточной Европе. О государственном строительстве они заботились мало. Ольга, будто бы догадываясь о скорой кончине эпохи викингов и, как результат этого, о необходимости социально-политического переустройства, стала создавать остов нового государства. И она его создала, изменив и упорядочив финансовые поступления в стольный град Киев.

Не гнушаясь ничем, Иван Калита собирал деньги, пускал их в дело. Например, скупал у ордынцев русских пленных, предоставлял соотечественникам, селившимся на Московской земле, финансовые льготы, что явилось одной из причин экономического подъема. К тому же Иван Калита не воевал, а народ активно рожал, да силушку копил, чем и воспользовался Дмитрий Иванович (Донской).

Захватив фракийские рудники, Филипп Македонский не стал разбазаривать богатства на балах, но создал сильнейшее войско. Эпоха эллинизма началась с фракийских рудников. В истории много примеров того, как в аналогичных ситуациях властители пускали финансовые потоки не только на военное, но и на экономическое развитие государств.

Если верить «Сказанию об Атрахасисе», то первыми «резать» Землю стали боги. Они рыли русла рек и уже только этим деянием сказали веское слово в мировой экономике. Затем они устали рыть землю и таскать корзины, придумали «род человеков». И в Междуречье, на Индостане, в Поднебесной, в Египте началось строительство ирригационных систем, что потребовало изменения финансовых потоков в регионах. Но деньги были вложены в дело.

До сер. XIX в. на Московской земле сложилась мощная инфраструктура с сетью трактов. И вдруг началось строительство железных дорог, и некоторые – вчера еще процветавшие – поселки, села и даже города (знаменитый Волок Ламский, например) оказались на заметном расстоянии от стальных магистралей и стали быстро хиреть. Иной раз это происходило из-за русского «не замай». Не хочу я, чтобы у меня под окнами громыхали железные чудища, я и на карете в город съезжу, и товар на подводах доставлю, куда надо. И ни царь-батюшка, никакая смена властей не могла перебороть русское «не замай».

А в сер. 1970-х гг. никакие обещания лидеров Страны Советов не могли убедить молодых людей рвануть на строительство Байкало-Амурской железной дороги, хоть меняйся правитель, хоть не меняйся. Это – микро-уровень. Это – отдельно взятый, средне статический молодой гражданин. Он слышал от знакомых, что деньги, которые Москва отправляла на Восток, почему-то не доходят до конкретного работника, и оставался дома.

 

Корото о потребителях

Гениальный потребитель Борис Годунов

Период правления и царствования Бориса Годунова, продолжавшийся 22 года, является ярко выраженным временем потребителей‚ у которых есть старые идеи‚ материальные богатства‚ технологические схемы экономики‚ политики и даже морали. Не надо ничего выдумывать‚ не надо генерить‚ создавать новые производства‚ что-то серьезное менять: нужно просто брать‚ хапать‚ как в народе говорят. Конечно же‚ в чистом виде не существуют генераторы‚ производители‚ накопители‚ потребители, но есть в каждом человеке доминирующее начало.

Борис Годунов был гениальным потребителем. Об это писал еще Н.И.Костомаров: «Ничего творческого в его природе не было. Он неспособен был сделаться ни проводником какой бы то ни было идеи‚ ни вожаком общества по новым путям: эгоистические натуры менее всего годятся для этого… В качестве государственного правителя он не мог быть дальнозорким‚ понимая только ближайшие обстоятельства, и пользоваться ими мог только для ближайших и преимущественно своекорыстных целей».

 

Самое большое войско русских

Весной 1598 г. до Москвы дошли слухи о том‚ что крымский хан двинулся с крупным войском в центр Русского государства. Годунов собрал под Серпуховым крупнейшее войско за всю предыдущую историю Руси: около полумиллиона человек. Воины подчинялись ему беспрекословно. Он ощущал себя на вершине счастья. (Вероятнее всего тот поход и являлся апофеозом политической карьеры Годунова). Царь‚ еще‚ правда‚ не венчанный на царство‚ ежедневно устраивал смотры‚ руководил войсками. Крымцы не появились. То ли испугались они пятисоттысячного войска‚ то ли слухи оказались ложными‚ то ли царь-батюшка сам их пустил через своих людей (есть и такие предположения!).

Но Борис дело сделал‚ по-доброму простился с войском‚ и, оставив на полумиллионный пикник яства‚ мед‚ вино‚ одарив бархатами и парчами чиновников и воевод‚ поехал в Москву. 1 сентября 1598 г. он венчался на царство. В 1599 г.‚ в январе‚ в Москву прибыл победитель Кучума воевода Воейков‚ после чего освоение Сибири приняло еще более широкий размах‚ а‚ значит‚ увеличилось количество сот тысяч шкурок ценнейшего меха‚ поступавшего в Москву. Дела международные развивались успешно. Все шло хорошо у основателя новой династии.

К этому времени Борис управлял государством уже 15 лет. Некоторые борисолюбивые историки так его хвалят, так хвалят … но почему же он так легко сдал страну на растерзание лже-дмитриям и смутьянам? Почему не постоял за себя, за сына и за дочь – красавицу Ксению? Почему он несколько лет спустя после «похода» полумиллионной армии не смог собрать и экипировать хотя бы 30-тысячное боеспособное войско, которое разделалось бы со всеми внешними и внутренними врагами государства Российского?? Почему?

Да потому что он был всего лишь потребителем, к тому же гениальным. Он слишком увлекся играми вокруг трона, на большее не способный. И на Руси началась смута.

 

На Петра I России повезло

Софья Алексеевна тоже была ярко выраженным потребителем. Да еще и женского рода! Очень опасное сдвоенное качество для времени потребителей. По счастливому случаю России достался Петр I. Он вовремя отправил сестру в Новодевичий монастырь, и в России довольно быстро завершился этап потребления… Можно себе представить, сколько бед принесло бы правление Софьи с её потребительскими амбициями и заигрываниями со стрельцами, «русскими янычарами», отработавшими своё еще в годы Алексея Михайловича. Так или иначе, но Бог миловал.

 

Дело Наполеона

Следующий потребительский этап начался в России где-то в 1786-1790 гг., в  последние 7-10 лет правления Екатерины II, и продолжался до 1825 г., до начала правления Николая I. Это – очень большой срок. Но России помог Наполеон. Он держал Старый Свет в военном напряжении, отвлекая и Россию от насущных задач, от поиска новой государственной идеи. В 1821 г. он умер. Некоторое время Европа и Россия чему-то радовались.

 

Николай II рассчитывался за всех

Потребитель Николай II, последний монарх династии Романовых, вероятно, был хорошим человеком. Но правителем он был слабым. А время, доставшееся ему, - суровым, еще и потому, что царю пришлось, да нет, не платить за долги Романовых, а отвечать за их просчеты во внутренней политике по самому крупному счету. Подчеркиваю, - во внутренней политике.

Никто из экономистов и историков до сих пор не посчитал все богатства, которые получила царская казна в период с 1613 по 1917 гг. от восточных и северных земель. Никто не попытался ответить на вопрос, какую роль эти богатства сыграли в развитии государства Российского. А сделать это надо, чтобы по достоинству оценить роль династии Романовых.

 

Почему так долго о потребителях?

Потому что, повторюсь, Россия, как, впрочем, и многие другие государства Земного шара, уже более 30 лет топчатся на этапе потребления. Это – уже опасно. Нужно срочно сформулировать новую государственную идею. Иначе россиянам помогут это сделать заинтересованные люди.

 

Совсем коротко о государстве

Главные опоры государства

Главными опорами любого рода, племени, государства являются территория, народ и слово, которое «было вначале», которое представляет собой духовную опору, духовное начало всех успехов государства. Находясь на любом этапе государственной идеи, правитель обязан не только поддерживать эти три опоры в равной степени на достойном уровне, но постоянно их укреплять, развивать. Любой гражданин обязан помогать правителю в этом. Или уж, во всяком случае, не мешать ему.

 

Государственный иммунитет

Любое деяние гражданина можно признать положительным, если оно укрепляет государственный иммунитет. Государство с крепким иммунитетом может преодолеть любые трудности. В период с 1980 по 2011 гг. иммунитет России заметно ослаб. Как, впрочем, всегда и везде слабеет государственный иммунитет на этапах потребления.

 

Государство живет, пока воспроизводит гениев

Проблема выявления, воспитания, обучения и использования в разных сферах жизни и деятельности, в нашем случае литературной деятельности, одаренных детей была актуальной в жизни Земного шара всегда и везде. В любом государстве, в любом племени, обживающем самый отдаленный от цивилизационных центров планеты «забытый Богом» уголок, в любой семье, которой Господь даровал талантливого ребенка. История этой проблемы, к сожалению, не прописанная великими учеными и писателями, представляет собой динамичную, драматичную нить событий, логически вплетенную в неразрывный «канат жизни», нить, не рвущуюся ни при каких обстоятельствах, ни при каких катаклизмах, социальных, природных, космических. Можно сказать сильнее: эта симпатичная нить является единственной непрерывной нитью в «канате жизни», потому что любой род, любое племя, государство живут только тогда, когда они способны воспроизводить и воспроизводят талантливых людей.

Племена, государства могли не воевать десятилетиями, но «военная составляющая» исторической науки является самой жирной, яркой и насыщенной. Люди могли не любить, а просто рожать детей по необходимости или по требованию, но «любовная линия» в искусстве и литературе лишь в незначительной степени уступает «военной линии» в исторической науке и литературе. Люди могли не верить в Бога, в богов, но и религиозная и атеистическая линии хорошо отработаны специалистами. Люди могли не путешествовать, не возводить дорогостоящие сооружения, могучие скульптуры… не писать философские произведения, не сочинять стихи, не брать «тайм-аут» в той или иной сфере деятельности. Даже общеобразовательные школы в некоторых случаях не нужны были людям. Но талантливые люди всегда были нужны любому роду, племени, государству. Естественно, талантливые в том деле, которое помогало достигать жизненно важных целей на той или иной фазе развития рода, племени, государства. А значит, всегда и везде существовали проблемы поиска, выявления одаренных и достойных детей, молодых людей, их обучения. А также проблемы их взаимоотношений с учителями, обществом, государством. Всегда и везде. То есть можно признать, следуя логике размышлений, что нить истории данной проблемы действительно уникальна и бесценна по своей значимости для человека и человечества в целом.

Но почему-то до сих пор, я повторюсь, она разработана до обидного слабо.

Следует напомнить, что обыкновенные люди всегда и везде понимали важность данной проблемы, о чем говорят, например, русские пословицы и поговорки:

Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

По выучке мастера знать.

Добро того бить, кто плачет, а учить того, кто слушает.

Чего нет за шкурой (за кожей), к шкуре не пришьешь.

Наука не пиво, в рот не вольешь.

Повторенье – мать ученья.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Ученая ведьма хуже прирожденной.

Недоученный хуже неученого. Переученный хуже недоученного.

Наука учит только умного.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Ученье лучше богатства.

Иной охоч да не горазд, иной горазд да не охоч.

Не уча (Неуча) в попы не ставят.

Одной пчеле Бог сроду открыл науку.

Ученый водит, неученый следом ходит.

Всякая мудрость от Бога.

Нет рожёного (ума), не дашь и ученого.

На Бога надейся, а сам не плошай…

Гениальными бывают и генераторы идей, и реализаторы, и накопители, и потребители (в хорошем смысле этого слова). Лучше всего дела идут у них в том случае, если им посчастливилось жить и работать на этапе, соответствующему их внутреннему складу.

И сейчас для россиян нет задачи более важной, чем дело будущих гениев, которых надо найти, обучить, воспитать, нацелить на реализацию государственной идеи. Да, согласен, мы еще не знаем, какой она будет, но нам уже сейчас известно, что реализовывать успешно любое дело могут люди не просто талантливые, но заряженные на работу.

 

Система мышления

В любом человеке, обществе, государстве сосуществуют, взаимно влияя друг на друга, три типа мышления: прагматический, системный и образно-интуитивный. При этом, как правило, один из типов мышления превалирует, причем на качественном уровне. В США превалирует прагматическое мышление. В Японии – системное. В России – образно-интуитивное. Это не значит, что американцы лучше или хуже японцев или россиян. Это – качество. Качество изменить невозможно. С изменением  типа превалирующего мышления меняется народ. Его можно не завоевывать, не забрасывать его территорию разными бомбами. Нужно изменить его качество. Причем, субстанциональное, а не акцидентное. Таких качеств у любого народа несколько. Превалирующий тип мышления является одним из важнейших субстанциональных качеств того или иного народа. Измени качество, и  народа не будет.

 

Потенциал. (Заведи войско в место гибели, и оно будет жить. Сунь-цзы)

Каждый из существ разумных, особенно людей думающих, каждая группа людей, а также каждое государство, имеют свой потенциал. И Сунь-цзы, автор одноименного трактата о войне (Китай, сер. I тыс. до н.э.) прекрасно знал, что далеко не каждое войско можно ставить в место гибели, что далеко не каждому полководцу это позволено.

Очень часто лидеры того или иного государства, находящегося на этапе потребления, приводили из-за «потребительской беспечности» родину и сограждан к месту гибели, затем либо бросали его, обиженные (нас, мол, не поняли), либо упрямо и до конца боролись за какие-то идеалы, проигрывали схватки, погибали или, в лучшем случае, покидали родину… Я не помню ни одного случая в мировой истории, когда ярко выраженные потребители выигрывали схватку с будущим.

Но почему же они проигрывали? А потому, что народ, исчерпав свой потенциал, перестает быть их союзником, легко увлекается новой идеей, и быстро приходит в себя и, по сути дела, удерживает государственность в собственных руках. Однако нередко внутриполитические схватки именно на этапах потребления заканчиваются  победой внешних сил, против которых ни народ, ни одна из противоборствующих внутри государства сил, бессильны.

 

Кривая нормального распределения

Кривую нормального распределения немецкого математика, физика и астронома Карла Фридриха Гаусса (1777-1855 гг.) должны знать все люди, познающие взаимоотношения между людьми, людьми и обществом, людьми и государством, между обществом и государством. Похоже, не знают. До сих пор не знают, вот что обидно! Для мыслителей, работавших до Гаусса, это простительно. И даже для тех, кто работал лет 50-70 после него. Я не имею претензий к мыслителям, жившим до 1920-х гг. и творившим, как правило, человека, ущербного, в той или иной степени, в том или ином смысле. Многие, например, слышали расхожую когда-то мысль о том, что Орден Октябрьской революции за номером 2 вполне можно было вручить русской литературе XIX в. именно за моральную подготовку этого действа всемирного значения. Как не герой - так обязательно с каким-то злоумышленным ущербом. От автора к автору. От произведения к произведению. И ведь - гении! Ну не знали они, что нормальных людей в любом обществе подавляющее большинство. Что эта нормальность - очень стойкая. Что основной объем кривой нормального распределения находится в «колоколе» этой кривой, а не в «фалдах»! Что именно запросы этой нормальной составляющей любого государство объективны, простите, нормальны. Что именно эти граждане любого государства являются первопричинами «заказа истории». Что не исследовать эти первопричины ни писателям, ни политикам грешно и опасно.

Ничего этого те и другие не знали еще совсем недавно. Но в XXI в. без этого знания осмыслять вышеобозначенные взаимоотношения невозможно.

 

«Вода течет туда, где ниже…»

«Вода течет туда, где ниже, и в этом ее справедливость». (Китай, V в. до н.э.). Вода является если не причиной жизни на Земном шаре, то её самым главным (вместе с воздухом и землей) охранителем, очистителем, источником. В ней сокрыт мощный философский смысл жизни. Она «течёт туда, где ниже, и в этом её справедливость», но в чём же заключается справедливость власти, любой пирамиды власти? Можно ли сказать так: «власть стремится туда, где ниже, то есть, к народу, к основанию властной пирамиды, и в этом её справедливость»? Мне кажется, что так говорить можно и нужно, и мировая история стран, народов и государств даёт прекрасные свидетельства того, как хорошо жилось гражданам той или иной страны, когда повелители исходили в своей политике из этой «водной» формулы. Другое дело, что редко кому из повелителей удавалось жить по данной формуле более 20-30 лет. Я уж не говорю о преемниках мудрых правителей. Но мечтали и думали об этом очень многие, пораженные синдромом высшей справедливости люди, например, в том же Древнем Китае: «Если порядок в государстве покоится на суждениях семьи, оно достигнет владычества в Поднебесной; если порядок в государстве покоится на суждениях чиновников, оно будет могущественным; если порядок в государстве покоится только на суждениях правителя, оно ослабеет». («Книга правителя области Шан». IV в. до н.э. Перевод Л. С. Переломова).

Вода в своём бесконечном стремлении течь туда, где ниже, волей-неволей заполняет собой объёмы вплоть до уровня источника, и движение прекращается, а жизнь есть движение, а вода в стоячем состоянии превращается в болото, а в болоте водятся черти, а черти любят разрушать, а разрушение приводит к уничтожению болота. И всё начинается сначала: вода течёт туда, где ниже…

 

Как решать задачу

В идеале постановленную автором данной книги задачу нужно решать пошажно. Государственный шажок – это один из этапов развития государственной идеи от её генерации до потребления. Шаг – сама государственная идея.

А это значит, что автор должен исследовать пошажную и пошаговую динамику взаимоотношений власти и финансовых потоков на протяжении двух с половиной тысячи лет. Шажков – 100, шагов – 25. Любой ответственный выпускник средней школы скажет, что задача эта не выполнима потому, что современная наука не имеет соответствующих знаний по истории Восточной Европы с древних времен до событий середины IX в., зафиксированных в летописных источниках. Но отказываться от этого периода, важного для осмысления всей истории Руси-России, всего русского, мы не имеем права. И говорить о нём мы будем, используя версикационный уровень, исторические параллели и логику движения жизни Земного шара в целом и восточноевропейского региона в отдельности.

С последующими событиями в истории Руси-России дело обстоит куда проще, но и здесь много спорного.