Новое на сайте

Популярное

Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга) - Глава II. Древний мир

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 11
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга)
Глава I. Вводная. (О Пирамиде власти)
Глава II. Древний мир
Восточная Европа. VIII вв. до н.э. – IV вв. н.э
Глава III. Раннее Средневековье. IV-VIII вв.
Глава IV. Время викингов. IX-XI вв.
Глава V. Мировая распря. XI-XV вв.
Глава VI. Русское государство. XVI-XVII вв.
Дело первопроходцев и наша книга
Глава VII. Век России. XVIII в.
Глава VIII. Самые революционные 150 лет
Оглавление
Все страницы

 

Глава II. Древний мир

 

Восточная Европа в глубокой древности

Обратим внимание на следующие, признанные всеми учёными события.

Первобытнообщинный строй. На территорию, входящую настоящее время в Россию, человек проник из более южных районов ок. 700 тыс. лет назад. Наиболее древние следы его обитания, относящиеся к нижнему палеолиту (шелльская культура и ашельская культура), обнаружены на Северном Кавказе и южнее реки Кубань. В древнейший период каменного века и наиболее ранний этап первобытнообщинного строя, люди, по-видимому, жили небольшими коллективами, собирали растительную пищу, коллективно охотились на крупных животных. (СИЭ).

В среднем палеолите (мустьерская культура, 100-40 тыс. лет назад) люди (неандертальцы) начинают осваивать более северные районы (находки в балке Сухая Мечетка у Волгограда, на р. Чусовой, у г. Бежецы и др. местах). Материальная культура усложняется, техника обработки каменных орудий становится совершенней. Люди селятся в пещерах, как раньше, но начинают создавать искусственные жилища и осваивают различные способы получения огня. Совершенствуется мышление, о чем свидетельствует появление захоронений и, по-видимому, возникновение культов умерших, животных, возможно - сил природы. В позднем палеолите формируется человек современного физического вида (Homo sapiens). Люди идут далее на Север, осваивают заполярные районы, проникают в Западно-Сибирскую низменность, Забайкалье, среднюю часть долины р. Лены. Усложняются каменные орудия, появляются орудия из кости; совершенствуется строительство жилищ; шьется одежда из меха, осваивается рыболовство. Раскопки позднепалеолитических стоянок (Костёнки, Гагарино, Мальта, Буреть) свидетельствуют о зарождении искусства (скульптурные изображения людей, животных, украшения). Успехи в области производства приводят к началу складывания материнско-родовой организации. (СИЭ).

В районе села Костёнки и соседнего с. Боршева, в 40 км к южнее Воронежа, на правом берегу Дона,  находятся остатки группы поселений верхнего палеолита. Часто остатки поселений непосредственно перекрывают друг друга, образуя двух-, трех- и пятислойные стоянки, отличающиеся от пещерных многослойных стоянок наличием более мощных разделительных слоев без культурных остатков. Многослойные стоянки Костёнковская I, Александровская, Тельманская и др. являются выдающимися памятниками палеолитической культуры Европы. Первая стоянка в Костенки (Костёнки I) была открыта в 1879 г. И. С. Поляковым. Он доказал,  что люди древнекаменного охотились здесь на мамонта и др. диких животных. 2-я стоянку открыл А. А. Спицын в 1905 г. В Костёнковско-Боршевском р-не на площади 8 кв км известны 23 стоянки, из них 9 многослойных. На некоторых поселениях с хорошо сохранившимся культурным слоем прослежены остатки больших древних жилищ, слегка углубленных в землю, с рядом очажных ям в средней части, заполненных обуглившимися костями, служившими топливом. Небольшие жилища на стоянках Костенки IV и Костенки VIII расположены группами. На стоянке Костенки XI открыты развалины большого округлого (9 м в диаметре) жилища, построенного с использованием большого количества плоских, трубчатых и др. костей мамонта. В Костёнках собраны большие коллекции каменных и костяных орудий, предметов украшения и произведений древнейшего искусства: небольшие скульптурные фигурки животных и женские статуэтки, вырезанные из камня и бивня мамонта. В Костенках найдены погребения (сопровождаются каменными и костяными орудиями и украшениями в виде просверленных зубов), являющиеся древнейшими и единственными верхнепалеолитическими погребениями на равнинной части Восточной Европы. (СИЭ).

Напомним, что верхний палеолит, последняя эпоха палеолита или древнего каменного века, начался предположительно 50 тыс. лет назад, а по другим предположениям – 100 тыс. лет назад. В те времена появился Человек разумный. Верхний палеолит включает вторую половину последнего оледенения, закончившегося 10 тыс. лет назад. В эти тысячелетия значительно увеличилась численность населения и усилились связи между общинами. Самые развитые культуры существовали к югу от ледниковых пустынь, в степях и тундрах, где паслись табуны лошадей, стада оленей и мамонтов. 30 тысяч лет назад обитатели Европы (как и Азии) украшали себя изделиями из ракушек, гальки, обожженной глины, бивней мамонтов.

В захоронениях в Сунгире на реке Клязьме неподалеку от города Владимира, датируемых 20 тыс. до н. э., обнаружены тела в шапках, рубашках, брюках, мокасинах, сделанных из меха и кожи, а также украшенных бусами из слоновых костей. Особенно характерны обработанные кремневые наконечники копий в форме вытянутого треугольника с немного вогнутой базой. Костяные наконечники и острия, украшения в виде просверленных бус отличаются хорошей отделкой; имеется вырезанная из кости мамонта фигурка лошади, окрашенная красной охрой. Стоянка Сунгирь принадлежит к особой костенковско-сунгирской культуре верхнего палеолита. На стоянке обнаружены 2 могилы глубиной в 60-70 см. В первой лежал в вытянутом положении на спине (головой на северо-восток) скелет мужчины европеоидного типа, умершего в возрасте ок. 60 лет. Дно могилы и скелет густо засыпаны ярко-красной охрой. В земле оказалось еще несколько прослоек чистой охры. Могила на поверхности особенно густо посыпана охрой, а на эту красную площадку положены крупный плоский камень и череп женщины. На скелете и около него на дне могилы найдены кремневые нож и скребло, орнаментированная костяная рукоятка, около 20 тонких пластинчатых браслетов из бивней мамонта, каменная сверленая подвеска и более 3 тыс. просверленных бус из бивней мамонта. Бусы, по-видимому, были нашиты на одежду. Ученые полагают, что это была меховая одежда, состоявшая из рубахи типа современной северной малицы и меховых штанов, сшитых с обувью; на голове была шапка. Одежда имеет много общего с одеждой современных арктических народов и является древнейшим ее образцом. Во второй могиле лежали скелеты двух мальчиков головами друг к другу, ногами в противоположные стороны. При них несколько кремневых орудий и тысячи бус из бивней мамонта, некогда нашитых на одежду. Особенно богато расшиты бусами шапки. На груди - костяные булавки для одежды и сложные костяные украшения, среди них фигурка лошади, почти такая же, как найденная в культурном слое. Уникально оружие из выпрямленных бивней мамонта, в т. ч. 2 копья длиной в 1,66 и 2,42 м, 11 дротиков и 3 кинжала. На двух дротиках надеты прорезные диски из бивней. (СИЭ).

На территории современной Украины, в Межиричах, обнаружены жилища, собранные из костей мамонтов, которые покрывались шкурами этих животных. На Украине также найден осколок бивня мамонта, датируемый XII-XI тыс. до н. э., с рисунком чертежа какой-то местности: река, жилища на берегах.

Существует мнение ученых о том, что обитатели Европы  в XIII—XI тысяч. до н. э. пользовались лунным календарем (как и народы других континентов).

В 6500 г. до н.э. в Европе одомашнили собаку.

В 5600 г. до н. э. в поселении близ современного местечка Лепенски-Вире на территории современной Югославии использовали бетон для настила полов в жилищах.

В 5000 г. до н.э. в сельско-хозяйственной культуре Юго-Восточной Европы (ленточной керамики) возникает тип жилища с вестибюлем (мегарон); позже по типу мегарона строят дома и храмы в Древней Греции. Культура ленточной керамики в Юго-Восточной Европе считается древнейшей земледельческой культурой Европы. Переход к земледелию и скотоводчеству приводит к большому разделению труда, в т. ч. между мужчиной и женщиной; переход земли в частную собственность, расцвет ремесла и торговли, появление «денег» (сельско-хозяйственных продуктов, драгоценностей и т.д.). Переход от матриархата к патриархату. (Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1.2. М., 2003. Т. 1. С. 11).

В 5000 г. до н.э. в Европе зафиксировано переселение народов. (Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1.2. М., 2003. Т. 1. С. 10).

В V—III тыс. до н. э. в Европе одомашнены свинья, гусь, цесарки.

В 4000 г. до н.э. в Европе пользуются примитивным плугом. (Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1.2. М., 2003. Т. 1. С. 11). Европа переходит от мотыжного к плужном земледелию.

Трипольская культура - энеолитическая культура племен земледельцев и скотоводов, живших в IV-III-м тыс. до н. э. между юго-восточной Трансильванией и Днепром. Названа по селу Триполье в Киевской области, близ которого в кон. XIX в. археолог В. В. Хвойко открыл памятники Трипольской культуры. Раскопки на многослойных поселениях позволили создать периодизацию Трипольской культуры и выделить три ее основных этапа развития. Ранний этап - IV-е тыс. до н. э.; средний - кон. IV-1-я пол. III-го тыс. до н. э.; поздний - 2-я пол. III-го тыс. до н. э. (хронология подтверждается данными радиоуглеродного анализа). Поселения обычно располагались на лессово-черноземных плато и имели значительную площадь. Большие наземные жилища, достигавшие 100-150 кв м, строились из дерева и хорошо обожженной глины; внутри они разделялись перегородками на помещения, имевшие свои печи. Характерны многослойные полы из глины, глинобитные лежанки у очагов, крестообразные жертвенники (Владимировка). На поселениях жилища располагались по кругу или овалу (Коломийщина I и II), иногда несколькими кругами (Владимировка). Центральная часть поселения не застраивалась и служила местом загона скота. На некоторых поселениях обнаружены рвы. Есть здесь полуземляночные жилища, часто с глинобитным полом и очагом. Около жилищ располагались хозяйственные ямы, обмазанные глиной. В хозяйстве Трипольской культуры наряду с мотыжным, а, возможно, и с пахотным земледелием (мягкая и твердая пшеница, ячмень) развивалось животноводство (быки, овцы, козы, свиньи); значительную роль играли охота и рыболовство. Главные орудия труда - мотыги и примитивные рала из рога оленя для обработки земли, каменные зернотерки, серпы с кремневыми вкладышами, ножи, скребки, сверла, проколки, наконечники стрел, топоры, сланцевые тесла и долота. Мастерские, где изготовляли орудия, находились на поселениях или вблизи них (Поливанов Яр, Комарово, Незвиско и др.). Часть орудий шла на обмен внутри трипольских племен. Трипольские орудия из кости: шилья, проколки, крючок для вязания, гребень для расчесывания шерсти и др. Изделия из меди появились здесь на раннем этапе развития (бусы, пронизки, браслеты, рыболовные крючки, шилья). Изготовлялись они при помощи горячей ковки и сварки, в период расцвета Трипольской культуры количество и ассортимент изделий увеличились (височные кольца, спиральные браслеты, бритвообразные ножи, клиновидные топоры), усовершенствовалась техника обработки меди (плющение, изгиб, вырезка заготовок). В позднее трипольское время появляются новые типы орудий из меди (плоские, треугольной формы кинжалы средиземноморского типа, листовидные ножи), осваивается техника литья, появляются изделия из медно-мышьяковистых сплавов. Широкое развитие земледелия и скотоводства, усиление обмена с племенами балкано-дунайских стран способствовали росту общинных богатств, с чем связано появление у трипольцев кладов, которые содержали большое количество медных изделий (в СССР известны из Карбуна, Городницы, Цвикловцы, в Румынии - из Хэбэшешти, Ариушда). Глиняную посуду трипольцы изготовляли без гончарного круга; известно более 20 типов керамических изделий. Расписной орнамент на керамике наносился тремя красками (белой, черной и красной) в виде спиралей, кругов, волнообразных лент; встречаются изображения животных и человека. Найдены глиняные статуэтки, в основном женские, а также фигурки животных. У трипольцев было развито ткачество, о чем свидетельствуют отпечатки тканей на днищах сосудов, глиняные пряслица и обугленные нитки из конопли. Известны погребения Трипольской культуры на раннем и среднем этапах ее развития - в ямах (скорченные или вытянутые), около жилищ, на территории поселения; в поздний период в Среднем Поднепровье - могильники с трупосожжениями, в Причерноморье и Поднестровье - скорченные захоронения под курганами с кромлехами и в бескурганных могильниках. (СИЭ)

В IV тыс. до н. э. в степях Северного Причерноморья одомашнена лошадь.

В 3700 г. до н.э. на территории современной Украины – расписная керамика с преобладанием спиралеобразного орнамента. (Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1.2. М., 2003. Т. 1. С. 13).

Возведение мегалитических сооружений на территории Восточной Европы началось с IV тыс. до н.э.

В 3200 г. до н.э. в Европе появились первые повозки. (Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1.2. М., 2003. Т. 1. С. 14).

В 2900 г. до н.э. культ животных в Европе. Каменные орудия более совершенной формы в Европе. Свайные постройки, деревянные колесницы, бревенчатые настилы, лдодки-однодеревки обнаружены в болотистой местности Федерзее, Верхней Швабии. (Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1.2. М., 2003. Т. 1. С. 17).

Майкопская культура - археологическая культура 2-й пол. III-го тыс. до н. э. в предгорьях Северного Кавказа от Прикубанья до Чечни включительно. Названа по впервые исследованному Н. И. Веселовским в 1897 в г. Майкопе огромному (выс. до 11 м) кургану, содержавшему богатейшее погребение родоплеменного вождя. Майкопская культура представлена иногда укрепленными поселениями (Мешоко) и многочисленными курганами с большими могильными ямами, с каменной подстилкой. На позднем этапе здесь появляются подкурганные дольмены (Новосвободненский могильник). Основными орудиями труда и оружием наряду с каменными сверлеными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы и черешковые наконечники копий, подобные образцам из Месопотамии и с о. Крита XXVI-XXIII вв. до н. э. На связи с Востоком указывает и большинство серебряных и золотых сосудов и множество украшений в виде фигурок львов, быков, различных бляшек и диадема из розеток, а также сердоликовые бусы и привески из ляпис-лазури и морской пенки. Примечательно изображение Кавказского хребта на одном серебряном сосуде. Керамика Майкопской культурой, сделанная уже на примитивном гончарном круге, - преимущественно красная, лощеная, иногда покрытая "жемчужным" орнаментом. Ведущие формы хозяйства - скотоводство и земледелие. Общественный строй племен - первобытнообщинный. Богатый погребальный инвентарь свидетельствует о имущественном неравенстве. Носители Майкопской культуры этнически близки племенам культуры куро-аракского энеолита раннебронзового века Кавказа и имели тесные связи с племенами Малой Азии. Новосвободненский этап Майкопской культуры характеризуется становлением собственной металлургии меди на Северного Кавказе и связями с р-нами Юго-Восточной Европы. (СИЭ).

В 2450 г. до н.э.: уральская культура кочевых скотоводов-воинов; проникновение через Дунай племен ленточной керамики на Балканский и Апеннинский полоустрова. (Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1.2. М., 2003. Т. 1. С. 20).

Ямная культура, точнее ямная (древнеямная) культурно-историческая область, - условное наименование близких археологических культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в III-нач. II-го тыс. до н. э. Первые памятники открыты и определены В. А. Городцовым в 1901 г. на Северском Донце. Ямная культура в период расцвета простиралась от Юж. Приуралья на Востоке до р. Днестр на Западе, от Самарской Луки на Севере до pp.Терека и Кубани на Юге. Внутри нее выделен ряд вариантов, соответствующих конкретным племенным группам и отдельным, хотя и тесно исторически связанным, культурам. Основные варианты: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Юго-Западный (Буго-Днестровское междуречье), Северо- Западный (правобережье среднего Днепра). Объединяющими признаками Ямной культуры являются: характерный погребальный обряд - индивидуальные подкурганные погребения со скорченными, окрашенными охрой костяками, а также специфической формы круглодонных сосудов. В развитии Я. к. выделяются 3 периода. 1-й - древнейший (1-я пол. III-го тыс. до н. э.) с наибольшей четкостью представлен в Волжско-Уральском, Предкавказском и Донском вариантах. Характерны скорченное положение погребенных на спине, восточная ориентировка, обилие охры, остродонные горшки, целиком покрытые штампованным и поперечным орнаментом, кремневые и кварцитовые орудия (ножи, скребки, наконечники стрел), украшения из кости и раковин, кам. навершия - скипетры. Поселения представлены лишь временными стоянками подвижных скотоводческих групп. В течение 1-го периода племена Ямной культуры распространились на Запад, вступив в тесное взаимодействие с поздненеолитическим населением Приазовья и Поднепровья (Днепродонецкая культура и культура Среднего Стога II). Для 1-го периода характерно наибольшее культурное единство по всей территории Ямной культуры. 2-й период (3-я и нач. 4-й четв. III-го тыс. до н. э.) отмечен началом дифференциации внутри Ямной культуры, обусловленной спецификой развития разных районов и особенностями их культурных контактов. Древние традиции прочнее сохранились в Волжско-Уральском варианте. Погребальный обряд здесь остался прежним, сосуды круглодонные, орнамент более скромный, геометрический, к прежним орнаментальным приемам прибавляются отпечатки шнура. Появляются первые медные изделия (шилья и короткие ножи), костяные украшения и трубки ("флейты"). На Дону и в Приазовье обряд менее стабилен (погребения на боку, различная ориентировка). Здесь наблюдается воздействие майкопской культуры (плоскодонные сосуды, медные изделия). Своеобразие западных вариантов Ямной культуры обусловлено усиливающейся ролью местных культур Поднепровья (наряду с курганными - бескурганные погребения, каменные закладки, западная ориентировка, специфические формы сосудов, шнуровая орнаментация). Взаимодействие с раннеземледельческими культурами северо-западного Причерноморья привело к оседанию части населения Ямной культуры и появлению стационарных поселений (в Поднепровье - Михайловское поселение, Скеля Каменоломня, Дурна Скеля и др.). В Михайловском поселении ко 2-му периоду относится средний слой, отмеченный каменными основаниями домов, сочетанием круглодонных и плоскодонных сосудов, развитым каменным инвентарем, единичными медными изделиями, безусловными свидетельствами земледелия. Верхний слой поселения относится уже к 3-му периоду Ямной культуры (кон. 3-1-я четв. II-го тыс. до н. э.). В нем открыты каменные укрепления, сложные дома, заметно возросло число металлических орудий. 3-й период характеризуется еще большей дифференциацией и активным взаимодействием племен Ямной культуры с племенами катакомбной культуры и северо-кавказскими племенами. Единство погребального обряда нарушается по всей территории, сосуществуют кругло- и плоскодонные сосуды. Распространяются изделия из кавказского металла (бронзовые ножи, тесла, шилья, подвески). Есть следы местной металлообработки. Дифференциация племен привела к исчезновению характерных черт материальной культуры Ямной культуры. Потомки племен Ямной культуры на Востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры бронзового века, на Западе они были ассимилированы рядом новых общностей (среднеднепровской, катакомбной, усатовской). Основной отраслью хозяйства Ямной культуры было скотоводство, в открытых степях - полукочевое и кочевое, в речных долинах - придомное, сочетавшееся с земледелием. Подвижность скотоводческих племен обусловила их быстрое распространение и далекие миграции: следы вторжений племен Ямной культуры отмечены вплоть до Севера Балканского п-ова. Исккусство Ямной культуры представлено древнейшими антропоморфными каменными изваяниями степной полосы. Племена Ямной культуры сыграли значительную роль в формировании ряда групп индоевропейской языковой семьи. (СИЭ)

Катакомбная культура - археологическая культура раннего бронзового века. Впервые выделена В. А. Городцовым в нач. XX в. в басс. р. Северный Донец, где обнаружены своеобразные погребения в катакомбах - ямах с подбоями (сооружались в стенках ям). Носителями Катакомбной культуры была большая группа родственных племен, населявших в 1-й пол. и в 3-й четв. II-го тыс. до н. э. степные пространства Сев. Причерноморья, генетически связанных с жившими в III-м тыс. до н. э. здесь племенами ямной культуры. Эта связь чаще всего прослеживается в Сев. Приазовье. Племена Катакомбной культуры строили родовые поселки и курганные могильники (захоронения в подкурганных катакомбах, в скорченном положении, на боку, посыпаны красной краской, символизирующей огонь). Инвентарь погребений: глиняная посуда, украшенная узорами, нанесенными веревочными штампами, каменные и бронзовые орудия и оружие, а также костяные и бронзовые украшения. Характерные узоры позволяют включить племена Катакомбной культуры в общий круг шнуровой керамики культуры и считать их наиболее крупной ее ветвью. Племена Катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием. Довольно высокого уровня достигала и металлургия меди и бронзы. Материнский род сменился отцовским. Возникли предпосылки для имущественной дифференциации. Во главе племен становятся патриархальные вожди и родовые старейшины (их погребения совершены с большой пышностью и имеют более богатый инвентарь). У племен Катакомбной культуры имел место обмен с окружающими племенами, особенно с племенами Сев. Кавказа (откуда получали медно-мышьяковистые руды и на ранних этапах некоторые металлические вещи). Через Кавказ племена Катакомбной культуры получали из Передней Азии и Ирана бирюзу и сердолик, морскую пенку, а из Египта - стеклянные бусы. Территориальные особенности позволяют выделить 6 вариантов Катакомбной культуры: донской (классический), харьковско- воронежский, приазовский, волго-манычский, или предкавказский, нижнеднепровский и среднеднепровский. В сер. II-го тыс. до н. э. племена Катакомбной культуры  были вытеснены из Сев. Донца и Дона племенами срубной культуры, продвинувшимися из Средней Волги, а к концу 3-й четв. II-го тыс. они были вытеснены полностью. (СИЭ)

Срубная культура - археологическая культура развитого бронзового века, распространенная главным образом в степной, а также в лесостепной полосе Европейской части бывшего СССР во 2-й пол. II-го - нач. I-го тыс. до н. э. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлич. изделий, а также литейных форм и инструментов металлообработки. Выделена В. А. Городцовым в 1901 г. на основании стратиграфии курганов Сев. Донца, а также особенностей погребального обряда и инвентаря. Название по характерным бревенчатым сооружениям в некоторых могилах или над ними. Формирование Срубной культуры происходило в Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры. Обусловлено ростом производительных сил, развитием кочевого скотоводства, освоением степных пространств, появлением в Приуралье мощных центров металлургии и металлообработки. Усиление связей и экспансия волжско-уральских племенных групп привели к установлению культурного единообразия на территории от р. Урала на Востоке до Днестра на Западе, от р. Камы и правых притоков Оки на Севере до азово-черноморского побережья на Юге. Отдельные памятники Срубной культуры известны в Средней Азии, Румынии и Болгарии. Поселения Срубной культуры располагались на берегах рек. На раннем этапе (XV-XIII вв. до н. э.) они невелики (2-3 тыс. кв. м). На позднем (XII-IX вв. до н. э.) - заметно увеличиваются (до десятков га) и иногда укрепляются валами и рвами. Дома (от 25 до 300 м2) - полуземлянки или наземные бревенчатые или каменные; они имели земляные лежанки, очаги, погреба. Покойников хоронили в индивидуальных ямах, перекрытых курганами. Костяки в скорченном положении на боку (чаще левом). Ориентировка в различных районах различная (сев., зап. и др.). Перед лицом часто ставилась заупокойная пища. На Волге вначале курганы покрывали индивидуальные единичные погребения. Затем появились и родовые усыпальницы (с десятками погребений), перекрывавшиеся единой насыпью; погребения располагались в определенном порядке вокруг центрального жертвенника; мужские, женские и детские погребения отдельно. Иногда над группой могил возводилось сооружение, имитировавшее большой дом или конусовидный шатер. Большинство находок составляет глиняная посуда. На раннем этапе - острореберные плоскодонные сосуды и горшки ручной лепки с геометрическим орнаментом, нанесенным гребенчатым штампом или резцом. На позднем этапе основными формами становятся простые горшки и банки. Орнамент беднее и небрежнее; распространяется также орнаментация налепным валиком. Для конца Срубной культуры характерны округлые лощеные сосуды. Орудия - бронзовые (проушные топоры, ножи, листовидные кинжалы с прорезными рукоятями, втульчатые копья, кельты, серпы, украшения, на позднем этапе - короткие мечи и втульчатые наконечники стрел). Уже на раннем этапе в Поволжье и Приуралье сложился очаг металлообработки, базировавшийся на урало-казахстанских местонахождениях руды и небольших залежах самого Поволжья. Позднее возник мощный очаг у племен Срубной культуры Северо-Западного Причерноморья, использовавших местный и прикарпатский металл. На позднем этапе известны бронзовые клепаные котлы. Изредка встречаются изделия из драгоценных металлов, в основном привозные. Из камня изготовляли булавы, топоры, ножи, зернотерки, песты и молоты, наконечники стрел; из кости - гарпуны, иглы, орудия для обработки шкур и др. На поздних поселениях Срубной культуры появляются признаки использования железа. Хозяйство было специфическим в различных районах. В степной полосе доминировало скотоводство, в т. ч. в кочевых формах, в лесостепи и в поймах рек - земледелие и придомное скотоводство. Охота и рыболовство играли подсобную роль. Основу социальной организации племен составляла большая патриархальная семья. Уже на раннем этапе возникает имущественное расслоение; в руках вождей концентрируются богатства [Бородинский (Бессарабский) клад]. На позднем этапе эти процессы усиливаются, возможно появляется рабство. Складываются большие племенные объединения. Они возглавлялись выделившимися группами конных воинов и совершали походы и вторжения вплоть до Балкан и Малой Азии. Эти объединения сыграли значительную роль в формировании и судьбах исторически известных киммерийцев, а позднее - скифов. Племена Срубной культуры принадлежали к индо-европейской языковой семье, скорее всего индо-иранской ее ветви. (СИЭ)

Во второй пол. II-го тыс. до н.э. возникли культуры бронзового века. Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России. Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале. Андроновская культура в Западной Сибири, Южном Приуралье и Казахстане.

Северокавказская культура - археологическая культура эпохи бронзы (II-е тыс. до н. э.). Распространялась  в бассейнах pp. Кубани и Терека (Северный Кавказ). На севере смыкалась с культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной и срубной), на юго-западе - с территорией распространения прикубанских дольменов, на востоке - с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту. Поселения почти не изучены. Северокавказская культура характеризуют курганные (в степях и предгорьях) и грунтовые могильники (в горах). Погребальные сооружения: грунтовые ямы (характерны для Прикубанья), каменные ящики и склепы (Ставрополье, горные р-ны Центрального Кавказа и предгорья Северного Дагестана). Ранние захоронения - скорченные костяки с южориентировкой, засыпанные красной краской; с сер. II-го тыс. до н. э. появляются вытянутые костяки с восточной или западной ориентацией. Инвентарь погребений единообразен: керамика (сосуды округлых форм с отпечатками веревочки, оттисками штампов и налепами в виде шишечек и валиков), изделия из металла (бронзовые листовидные ножи, тесла, проушные и вислообушные топоры, булавки для скрепления одежды, украшения). Широко распространены каменные булавы и боевые топоры. Руководящие формы Северокавказской культуры были исходными для прикубанской культуры и кобанской культуры. Памятники Северокавказской культуры могут быть расчленены на 3 этапа: 1-й - сложение Северокавказской культуры (нач. II-го тыс. до н. э. до 1700 до н. э.), 2-й расцвет (ок. 1700 - 1500 до н. э.) и 3-й - переход в генетически связанные с нею прикубанскую и кобанскую культуры (1500 - кон. II-го тыс. до н. э.). Северокавказская культура делится на 3 локальных варианта: прикубанский, центральный, восточный, отражающие особенности родственных племенных групп. Общественный строй племен - патриархально-родовой. Основа хозяйства - пастушеское скотоводство и земледелие. (СИЭ)

В 1500 г. до н.э. из Северного Причерноморья в Переднюю Азию вторглись индоиранцы.

Кобанская культура - основная археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзовго века к железному (рубеж II-I-го - сер. I-го тыс. до н. э.). Названа по первым находкам в 1869 г. бронзовых вещей у с. Кобан в Сев. Осетии. Позднее памятники Кобанской культуры обнаружены в Кабардино-Балкарии, Юго-Осетии, в Пятигорье вплоть до верховьев р. Кубани, а в годы Советской власти и в Чечено-Ингушетии до границ с Дагестаном. Крупные могильники Кобанской культуры: т. н. Кобанский (в Северной Осетии), Глийский (в Юго-Осетии) и Луговой (в Ингушетии). Наиболее интересные поселения: Змейское (в Северной Осетии) и Сержень-Юртовское (в Чечне). Руководящими формами Кобанской культуры являются бронзовые топоры изящной формы, пластинчатые поясные пряжки, фибулы, спиральные браслеты, наручники, налокотники и др. предметы, богато украшенные геометрическими и животным орнаментами. Геометрическими узорами и налепами покрывалась и слаболощеная керамика. Могильники состоят из прямоугольных каменных ящиков в высокогорной зоне и грунтовых могил, обложенных булыжниками в предгорьях Северного Кавказа. Захоронения индивидуальные - в скорченном положении. Могильный инвентарь богат: особенно разнотипно оружие (кинжалы), части конской сбруи и различные украшения. Часты находки бронзовых сосудов и множество бронзовых и стеклянных египетско-финикийских бус. Последние исследования установили местное происхождение Кобанской культуры; выделены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа ее развития. Поздние этапы (VIII-IV вв. до н. э.) отличаются преобладанием железа и заметным внедрением предметов скифского типа. Кобанскую культуру характеризует высокий уровень социально-экономического развития скотоводческо-земледельческих племен, проходивших стадию военной демократии, наличие высокоразвитой металлургии меди и широких межплеменных связей носителей Кобанской культуры со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Множество шедевров древнего прикладного искусства.  (СИЭ).

Лужицкая культура - культура обширной группы племен бронзового и раннего железного веков (XIV-IV вв. до н. э.), распространившаяся от балтийского побережья до Дуная и Словацких гор и от р. Шпре до Волыни. Название получила от Лужицкой области в Германии, где впервые были найдены могильники и поселения лужицкой культуры. Главное занятие: земледелие (пшеница, ячмень, овес, рожь, горох, бобы, чечевица и др.). Земля обрабатывалась деревянной сохой, но применялся и плуг. Важной отраслью хозяйства было скотоводство (известны все основные виды домашнего скота). Из привозной бронзы изготовлялись топоры, серпы, кинжалы, мечи, украшения. В позднем периоде бронзы характерны разных типов мечи, чеканные сосуды и орнаментированные пуговицы. Некоторые лужицкие области были богаты золотом. В VII-VI вв. до н. э. постепенно распространилась металлургия железа, и во 2-й пол. I-го тыс. до н. э. железо полностью господствовало в производстве. Гончарный круг не был известен, но здесь изготовливалась высококачественную глиняную посуду. Распространены амфоровидные сосуды и кувшины, в раннем периоде часто украшенные выпуклостями в виде женской груди или подковообразными желобками, в позднем периоде орнамент - желобчатый. Кроме различных чаш, мисок и сосудов яйцевидной формы, для лужицкой керамики характерны "двухконусные" сосуды, служившие часто урнами. Поселения расположены довольно тесно. Наряду с открытыми селищами в конце бронзового века появляются укрепленные поселения, расположенные на труднодоступных местах, окруженные рвами и земляными валами. На поселениях обнаружены прямоугольные деревянные дома столбовой или срубной конструкции. На Бискупинском городище длинные дома делились на изолированные секции, с отдельным очагом в каждой. Племена сжигали умерших, а прах погребали в урнах или, реже, просто в ямках, без урн, на "погребальном поле", часто насчитывающем тысячи расположенных рядом погребений. Спорным является вопрос об этнической принадлежности племен. Многие ученые считают их предками славян. Однако ни одна теория, связывающая племена лужицкой культуры с позднейшими народами, известными по письменным источникам, поныне достаточно не обоснована. (СИЭ).

Каякетско-хорочоевская культура - археологическая культура племен Дагестана и восточной Чечни позднебронзового века (кон. II-го - нач. I-го тыс. до н. э.), представленная могильниками. Первые паматники раскопаны у ст. Каякент (Дагестан) и у с. Хорочой (Чечня). Могильные комплексы характеризуются сидячим или скорченным положением погребенных в каменных гробницах с произвольной ориентацией покойников, небольшим количеством бронзовых предметов и лепной посудой, обмазанной с внешней стороны жидкой глиной и украшенной налепными валиками или штрихами в елочку. Оружие в погребениях отсутствует. Характерные украшения: бронзовые височные подвески, сурьмяные бусы, медные трубочки и конусовидные подвески - принадлежности головного убора. Памятники Каякетско-хорочоевской культуры разделяются на 2 группы - восточную (приморский Дагестан) и западную (горний Дагестан и Чечня). В центральной части горного Дагестана (могильник у с. Чох) выделена новая группа памятников, отличающаяся особой формой могил в виде овальных в плане колодцев и др. особенностями. Основу хозяйства составляли земледелие и особенно скотоводство. Развивались металлообработка и гончарное дело. Утверждались патриархальные отношения. Прослежены связи племен с соседними областями, особенно с Восточным Закавказьем. Каякетско-хорочоевская культура генетически связана с предшествующей ей культурой Северо-Восточного Кавказа. Характеризует переход от бронзового к железному веку. (СИЭ).

 

Можно ли аппроксимировать?

Перечисленные выше факты о жизни обитателей Восточной Европы в глубокой древности не позволяют нам делать серьезные выводы о социально-политическом и экономическом устройстве в этом регионе. Но даже эти разрозненные свидетельствуют и бурной жизни в этом ареале. Достаточно обратить внимание на то, что в IV  тыс. до н.э. здесь одомашнена лошадь, появилась повозка, чтобы убедиться в этом. Вспомним, какую роль сыграла конница и наличие повозок у так называемых ариев, захвативших в сер. II тыс. до н.э. Индостан! Вспомним, какую громадную роль в развитие Центральной и Южной Азии сыграл в те же времена (м. б., чуть ранее) одомашненный верблюд!

А здесь, в Восточной Европе, уже в 3200 г. до н.э. на людей работает повозка и одомашненная лошадь! Здесь есть лодки-однодеревки, длинной в 6-7,5 м. Это – не плохая для тех времен возможность для торговли. А если есть торговля, пусть и в рамках Восточной Европы, то обязательно появится желание развивать экономические и политические связи.

Да, мы знаем о тех временах чрезвычайно мало. Да, раскопки, которые вели российские и советские ученые, дали большой материал, но, но-во-первых, он еще не осмыслен в полной мере, во-вторых, это – только начало большого дела. Начало.

Можно ли сделать пусть и версификационные, вариативные предположения о жизни обитателей Восточной Европы в глубокой древности, о взаимоотношении власти и финансовой инфраструктуры, используя метод аппроксимации и сведения из V-VIII вв. уже н.э.? Мне кажется, - можно. Хотя перед этим нужно поговорить о более позднем этапе, о VIII вв. до н.э. – IV вв. н.э.