Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга) - Восточная Европа. VIII вв. до н.э. – IV вв. н.э

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга)
Глава I. Вводная. (О Пирамиде власти)
Глава II. Древний мир
Восточная Европа. VIII вв. до н.э. – IV вв. н.э
Глава III. Раннее Средневековье. IV-VIII вв.
Глава IV. Время викингов. IX-XI вв.
Глава V. Мировая распря. XI-XV вв.
Глава VI. Русское государство. XVI-XVII вв.
Дело первопроходцев и наша книга
Глава VII. Век России. XVIII в.
Глава VIII. Самые революционные 150 лет
Оглавление
Все страницы

 

Восточная Европа. VIII вв. до н.э. – IV вв. н.э.

 

Краткая хронология

В VIII-VII вв. до н.э. в северо-восточном Причерноморье появились киммерийцы.

В 675 г. до н.э. киммерийцы вторгаются в Мидию и Малую Азию, угрожают Ассирии.

В VII-III вв. до н. э. скифы господствовали в причерноморских степях.

В VII в. до н. э. в Европе существовали культуры железного века: Городецкая в среднем и нижнем течении Оки, дьяковская на землях будущей Москвы.

В VI-V вв. до н. э. — возникли греческих колоний на побережье Чёрного моря.

Ананьинская культура - археологическая культура в басс. Камы и отчасти Волги в VIII-III вв. до н. э. Названа по д. Ананьино (Елабужский р-н Татарстана), близ которой в 1858 П. В. Алабин вскрыл богатый могильник. Большинство городищ культуры располагалось на высоких мысах берегов рек и защищалось со стороны плато высоким земляным валом и глубоким рвом. С остальных сторон они были ограничены крутыми склонами оврагов и берегов рек и окружены частоколом из бревен. Неукрепленных селищ мало. Жилища обычно наземные. Известно одно полуподземное родовое жилище. Ананьинцы знали металлургию меди и железа, умели обрабатывать кость и кожу, изготовлять ткани из шерсти и растительного волокна и своеобразную глиняную посуду (круглодонные низкие чашки с орнаментом в верхней части). Характерны копья с бронзовыми и железными наконечниками, бронзовые втульчатые топоры-кельты, бронзовые и железные кинжалы, ударное оружие ближнего боя – клевцы (напоминает кирку), лук и стрелы с костяными, бронзовыми и изредка с железными наконечниками, железные ножи, шилья. Ананьинцы занимались земледелием (подсечным), скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Торговали с племенами Кавказа, Сибири, скифами и савроматами (в обмен на пушнину получали оружие, украшения, ткани). Почитали женское божество, культ неба и солнца и, вероятно, сил природы. Умерших хоронили в грунтовых могилах. С мужчинами клали оружие, орудия труда, украшения, с женщинами - гл. обр. украшения. Археологические памятники свидетельствуют о культурном единстве и родственных связях всего населения этой территории, хотя в отдельных р-нах выделяются некоторые локальные группы. Существовало социальное расслоение, устновлено выделение родовой верхушки и военных вождей, подчиненное положение женщины и наличие патриархального рабства. Характерно разложение первобытнообщинных отношений. По вопросу о происхождении Ананьинской культуры существуют различные мнения; ананьинцы считаются предками современных удмуртов и коми-пермяков. (СИЭ).

Городецкая культура (культура городищ "рогожной керамики") - археологическая культура, распространенная в VII в. до н. э. - V в. н. э. в лесостепных пространствах среднего и нижнего течения р. Оки, в басc. pp. Мокши и Цны и Среднего и частично Нижнего Поволжья. Названа по раскопанному (1898) В. А. Городцовым Городецкому городищу близ г. Спасск-Рязанский на р. Оке. Характеризуется небольшими укрепленными родовыми поселениями с 1-3 оборонительными валами. Поселения располагались группами. Найдены остатки землянок и полуземлянок, жертвенники, разнообразный бытовой инвентарь. Керамика гладкая, с узорами в виде рогожки и ткани. Занятия: скотоводство, охота, земледелие, рыбная ловля. По инвентарю выделяются локальные варианты Городецкой культуры: рязанский, саратовский и др. Торговали со скифами, племенами дьяковской культуры, Прикамьем. Предки финноугорских народов Среднего Поволжья. (СИЭ).

Тагарская археологическая культура распространялась в VII-III вв. до н. э. по Ср. Енисею в Минусинской котловине, районе Красноярска и вост. части Кемеровской обл. Названа по острову Тагарскому на Енисее, против Минусинска. Культура скифского мира: характерны скифского типа оружие, конский убор, бронз, котлы, зеркала, звериный стиль в искусстве. Особенно близка культурам саков Казахстана и Ср. Азии. Все орудия и оружие изготовлены из бронзы (найдено более 6000): кинжалы, чеканы, наконечники стрел, удила, ножи, кельты. Район Тагарской культуры  - один из крупнейших очагов бронзолитейного производства Евразии. С V в. до н. э. появляется небольшое количество желелезного оружияпо-видимому, привозимое из Вост. Казахстана. Местное производство железа начинается с III в. до н. э. Посуда (баночные чернолощеные сосуды) и украшения отличаются от скифских и сакских. Население было оседлым. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие. Скотоводство было яйлажным (коровы, овцы, лошади), кочевого скотоводства Тагарская культура не знала. Известны каналы для водопоя скота и полива лугов. Памятники - многочисленные земляные курганы с прямоугольными оградами из каменных плит; по углам, а иногда по сторонам оград - вертикально врытые камни. В VI-IV вв. до н. э. преобладали индивидуальные могилы, много погребений вооруженных воинов, в V-III вв. до н. э. - могилы с несколькими покойниками. Известны также несколько поселений, медные рудники и много наскальных рисунков. Характерно формирование класовых отношений, о чем свидетельствует группа огромных курганов V-IV вв. до н. э. (Салбык), высотой до 11 м, - возможно, погребения царей и знати, напоминающие скифские и сакские т. н. царские курганы Причерноморья и Казахстана; наряду с ними есть и коллективные могилы рядовых членов общества. Физический тип людей Тагарской культуры - европеоидный, близкий к типу скифов Причерноморья и людей афанасьевской и андроновской культур - их ближайших предков. В сложении Тагарской культуры большую роль сыграли связи с Центр. и Сев. Казахстаном и Ср. Азией (в VII-VI вв. до н. э.) и с Вост. Казахстаном и Алтаем (в V в. до н. э.), а через них - с Др. Востоком, особенно Ираном. Этническое имя носителей Тагарской культуры неизвестно. В искусстве (украшения оружия и конского убора) Тагарской культуры преобладают изображения зверей в скифо-сибирском зверином стиле. Среди наскальных рисунков встречаются реалистические и схематические, есть изображения и человека. (СИЭ).

Пазырык - наименование урочища в басс. р. Б. Улаган на Алтае, в к-ром исследовано (в 1929 г. М. П. Грязновым и С. И. Руденко и 1947-49 гг. С. И. Руденко) 5 больших оледенелых курганов скифского времени. Они содержали прямоугольные ямы глубиной до 4 м и площадью ок. 50 кв. м. В ямы были поставлены погребальные камеры (бревенчатые срубы) до 2 м высоты с полом, двойными стенами и потолками, покрытыми берестой, кустарником и до краев ямы многочисл. накатами из бревен. Затем насыпался небольшой земляной холм и все это покрывалось мощной наброской из дикого камня. Вследствие значит. высоты над уровнем моря, особенностей климата и конструкции курганов, вскоре после их сооружения в них образовалась вечная мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу, в частности в колодах-саркофагах бальзамированных тел людей и захороненных на дне могильной ямы вне погребальной камеры трупов лошадей. В курганах хорошо сохранились: керамика и изделия из металла, дерева, тканей, меха и кожи - предметы одежды, домашнего обихода, средств передвижения и прочие вещи, дающие полное представление о физич. типе и культуре погребенных. Особенно обильно представлены произведения искусства, выполненные в своеобразном "скифском зверином стиле", и принадлежности конской сбруи. Обряды и обычаи, к-рые Геродот описывал как характерные для скифов, в деталях подтвердились раскопками курганов Пазырка. В древне-греческой традиции население Алтая известно под легендарным названием "стерегущие золото грифы", в китайских летописях они именуются юечжамми, в др.-иранских источниках - саками (их сев.-вост. группа). Одной из находок в Пазырыке, представляющей исключительный интерес, были древнейший в мире, художественно выполненный переднеазиатский ворсовый ковер, тончайшей работы шерстяные переднеазиатские ткани и самая древняя вышитая китайская шелковая ткань. Эти находки указывают на культурные связи древнего населения Алтая с многими народами Юга и Востока. Курганы сооружены в осн. в V в. до н. э. (по мнению других исследователей, в III-II вв. до н. э.). (СИЭ).

Дьяковская культура - культура древних финно-угорских племен, обитавших в басс. Верх. Волги, Оки и в обл. Валдайской возвышенности во 2-й пол. I-го тыс. до н. э. и 1-й пол. I-го тыс. н. э., являвшихся предками мери, веси и др. племен, в летописи не упоминаемых. Дьяковская культура сравнительно плохо изучена. Некоторые ученые приписывают часть памятников Дьяковской культуры предкам славян, а в западной их группе видят памятники балтов. В ряде памятников Дьяковской культуры прослежены слои, свидетельствующие о продолжении ее существования вплоть до летописного времени. Названа по городищу у с. Дьяково под Москвой, исследованному в 1864 г. Д. Я. Самоквасовым и в 1889-90 гг. B. И. Сизовым. Характерной формой поселений Дьяковской культуры являются небольшие городища, расположенные по берегам рек на труднодоступных местах и укрепленные валами и рвами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые поселения - селища. Жилищами служили прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки и наземные постройки. Население занималось скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. С нач. I-го тыс. н. э. развивается обработка металлов. Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Много орудий труда и украшений сделано из кости. Для Дьяковской культуры характерны глиняные грузики "дьякова типа" и в слоях до II в. н. э. - керамика, украшенная т. н. "текстильным" ("сетчатым") орнаментом. По-видимому, каждое городище Дьяковской культуры представляло поселение большой патриархальной семьи. Группа соседствующих поселений составляла селения одного родового коллектива. Погребения Дьяковской культуры не найдены, вероятно применялось трупосожжение. (СИЭ).

В III в. до н. э.сарматы в степях Северного Причерноморья (до IV века н. э.).

Пшеворская культура - археологическая культура, распространенная на территории Польши и смежных с ней обл. Украины в кон. II в. до н. э. - нач. V в. н. э. Сложилась на основе предшествовавшей ей поморской культуры. Названа по могильнику у г. Пшеворска; др. назв. Пшеворской культуры - венедская, ямных погребений. Поселения Пшеворской культуры неукрепленные, жилища - наземные столбовые постройки, реже - полуземлянки. Могильники бескурганные, в погребениях открыты остатки трупосожжений. Население занималось земледелием и скотоводством. Из ремесел особенно развиты гончарное, кузнечное, ювелирное. В р-не Кракова открыт большой производственный центр по выработке на продажу великолепной глиняной посуды, сделанной на гончарном круге, а в районе Свентокшиских гор - крупный центр по добыче железной руды и выплавке железа. Большинство исследователей считает Пшеворскую культуру славянской и отождествляет ее население с венедами. (СИЭ).

Пьяноборская культура - археологическая культура раннего железного века в р-не р. Камы. Названа по могильнику Пьяный Бор (ныне Красный Бор Елабужского р-на Татарстана). Относительно Пьяноборской культуры в науке существуют разные мнения. Одни распространяют культуру на весь басc. р. Камы в эпоху II в. до н. э. - V в. н. э., другие - только на Нижнее Прикамье II в. до н. э. - III в. н. э. или только на устье р. Белой в радиусе 60 км со II в. до н. э. до II в. н. э. Племена принадлежали к финно-угорским. Занимались охотой, скотоводством, мотыжным земледелием. Селения патриархальных общин располагались на возвышенных местах. Покойников хоронили: мужчин - с оружием и орудиями труда, женщин - с украшениями. В числе характерных вещей: поясные эполетообразные застежки, железные мечи и шлемы, для женщин - богатые уборы для кос с пронизками и привесками в виде стилизованных фигурок лошадок. Среди находок – римcкие и средне-азиатские предметы. (СИЭ).

Зарубинецкая культура - археологическая культура в Среднем и отчасти Верх. Приднепровье ок. I в. до н. э. - I в. н. э. Большинство исследователей считает ее древнеславянской. Названа по могильнику у с. Зарубинцы Переяславль-Хмельницкого р-на Киевской обл., обнаруженному В. В. Хвойкой в 1899 г. Характерны бескурганные могильники с трупосожжением. Отдельные трупоположения встречены в двух пунктах (Корчеватое, Велемичи). Небольшие поселения со следами наземных или несколько углубленных в землю жилищ часто расположены на высоких и труднодоступных местах. Занимались земледелием и скотоводством, широко практиковались охота и рыбная ловля. Орудия труда выделывались из железа. Из бронзы делали различные украшения: застежки, булавки, браслеты, кольца и т. д. Изготовлялись лепные глиняные сосуды. Общественный строй - родовой. Наиболее изученные могильники Зарубинецкой культуры - Корчеватовский, Чаплинский, Велемичский, поселение - Чаплинское городище. Зарубинецкая культура развивалась под влиянием латенской культуры. На Западе граничила с пшеворской культурой. (СИЭ).

Черняховская культура - археологическая культура в лесостепи и степи от Ниж. Подунавья на 3ападе до левых притоков Днепра на Востоке. Представлена множеством поселений и могильников. Названа по селу Черняхов (Кагарлыкский р-н Киевской обл.), у которого в 1900-1901 гг. В. В. Хвойка раскопал могильник. На территории Румынии Черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш - Черняхов. Основные могильники: Черняхов, Маслово, Будешты, Косаново, Тыргшор, Малаешты, Компанийцы, Гавриловна, Рыжевка, Коблево, Сынтана-де-Муреш. Основные поселения: Журавка, Лески, Будешты, Лепесовка, Неслухов, Черепин, Рипнев II. Одни ученые датируют Черняховскую культуру рубежом II-III - рубежом IV-V вв. н. э. (эта дата наиболее обоснована), другие – II-VII вв. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена жили в больших неукрепленных поселениях; жилища - наземные и землянки - располагались рядами. В верх. Поднестровье преобладали землянки, в Ср. и Ниж. Поднестровье - наземные дома. Площадь некоторых последних, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 кв. м. Характерен подъем земледелия (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Подъем гончарного ремесла (серые заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена торговали с ближайшими античными центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. Импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже - краснолаковые сосуды) - целые и в обломках - обнаружены на всех памятниках, в жилищах и могильниках рядовых общинников. Племена обычно использовали римскую монету во внеш. и внутр. торговле. Многие черты Черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной культуры. Для погребального обряда характерно сочетание трупосожжений с трупоположениями. В поздних могильниках преобладали трупоположения, наблюдался и полный моноритуализм, хотя нек-рые поздние могильники (Рыжевка и Компанийцы) содержат гл. обр. трупосожжения. Общественный строй - сочетание родоплеменных и раннеклассовых отношений; некоторые межплеменные союзы перерастали в государственные образования (держава Германариха). Большинство исследователей считает, что Черняховская культура создана племенами различного этнического происхождения [карпо-даки, сарматы, германцы, поздние скифы и венеды (славяне)], упоминаемыми древними авторами на территории распространения Черняховской культуры. Мнение о многоэтничности этой культуры  опирается, в частности, на наличие локальных особенностей (в домостроительстве, керамике, погребальном обряде) в Карпато-Днестровье, Верх. Поднестровье, на Волыни, в Причерноморье и др. М. И. Артамонов, М. А. Тиханова, Ю. В. Кухаренко, В. В. Кропоткин полагают, что предпосылкой формирования Черняховской культуры являлось образование межплеменных союзов, возглавленных ютами. Е. В. Махно, Э. А. Сымонович - что Черняховская культура создана славянами. Наиболее обосновано мнение, что племена Черняховской культуры были рассеяны и уничтожены союзом племен во главе с гуннами (в кон.  в. н. э.), однако есть точка зрения о перерастании Черняховской культуры в древне-русскую культуру. (СИЭ).

В III в. н.э. — появление готов в Северном Причерноморье.

В 375 г. — вторжение гуннов в причерноморские степи.

 

Возможна ли цивилизация без государства?

Восточная Европа. Седьмой век до нашей эры. Ни государств, ни цивилизации. В лесах, лесостепях, степях от Балтийского до Черного, Азовского и Каспийского морей жили разные племена. Люди занимались земледелием, кочевым скотоводством, собирательством, охотой, рыбной ловлей. Жили тихо, особенно в лесостепных и лесных зонах. Старались ни с кем не конфликтовать. Зачем конфликтовать? Земли, леса, зверя, других даров природы всем хватало с лихвой. Лучше жить спокойно, мирно. Страсти в те далекие века бушевали на юге Восточной Европы в степях Причерноморья и Приазовья, где разные кочевые племена сменяли друг друга. В лесостепь они заходили редко. В лес - вообще не совались. Холодно там, особенно зимой. Скот нечем кормить. Трудно жить.

Но люди в лесах жили. И были они организованы, если не в государства в нашем понимании этого слова, то в племенные союзы. И вот почему я в этом уверен.

К V-III вв. до н. э. в странах Средиземного моря жизнь шла полным ходом: крепло Римское государство, сильны были греки, государства диадохов и Карфаген процветали. Торговля между ними велась бойкая и, в основном, морская. Много кораблей нужно было строить. И морские державы строили торговые и боевые корабли, бездумно уничтожая лес. Деметрий Полиоркет, царь эллинистического государства, любил строить грандиозные сооружения, в том числе и большие корабли. Один из них, если верить Плутарху, в длину составлял 280 локтей, то есть 140 м! Много леса угробили строители на эту громадину-игрушку. Деметрий строил метательные машины, башни-гелеполы высотою до 15-20 м, другую осадную технику.

Губили лес нещадно. К I в. до н.э. строительного (корабельного) леса в странах Средиземного моря, практически, не осталось. А вот на севере от Средиземного моря, за степной полосой от Черного и Азовского морей леса стояли, почти не тронутые. Брать строительный материал там можно было голыми руками, если бы в лесах не обитали люди. Но, как известно из истории Древней Греции, Древнего Рима до I в. до н. э. в  лесную зону Европы ни греческие фаланги, ни римские легионы не хаживали. А уж в Восточную Европу, в верховья Днепра, Дона, Волги он и не думал ходить, хотя строевой лес римлянам был очень нужен, как впрочем, и другие богатства этого региона.

Но кто же не пускал сюда лучших воинов Ойкумены?

 

Было ли у скифов государство?

Цари у скифов были. Но было ли у скифов государство в том смысле, в каком понимали его, например, греки с их городами-полисами или персы, мидяне, вавилоняне с их тягой к авторитарности, к огромным державам? Ученые по-разному отвечают на этот вопрос и не удивительно: такими разными были народы и племена, которые проживали в так называемом "скифском тетрагоне" - квадрате, очерченном впервые "отцом истории" Геродотом.

Очень интересный во всех отношениях квадрат занимали на земном шаре скифы! (Новейшие исследования ученых, археологические раскопки последних десятилетий подтверждают правоту "отца истории"). Северо-восточная вершина "квадрата" находилась неподалеку от современного города Воронежа, где лесостепь и в настоящее время уступает место обширным лесным массивам, а 2500 лет назад здесь, можно с уверенностью полагать, стояла европейская тайга. Северо-западная вершина упиралась в днепровские воды под современным городом Киевом. Юго-западная - находилась в районе древнего города Ольвии на Днепро-Бугском лимане. Здесь - край степной, благодатный. Можно заниматься и кочевым скотоводством и земледелием, и торговлей учитывая выгодные условия приграничья. Ольвия и была торговым городом, где жили в основном эллины. Юго-восточная вершина "квадрата" скифов располагалась в устье Дона: тоже, надо сказать, богатейший район, выгодный стратегический плацдарм.

Очень хорошее место выбрали скифы для образования государства. Лес и хлеб, пушнина и мед, рыба и дичь, мясо и перекрестки торговых дорог, соседство с греческими колониями. Прекрасное место! И силушка у скифов была. Об этом говорят их походы в Малую и Переднюю Азию. Они хорошо там пограбили.

Но почему же скифы не рискнули организовать какое-нибудь ООО по продаже даров восточноевропейского леса, которые они могли бы брать в землях выше «скифского тетрагона», практически, задарма?

Потому что кто-то их туда не пускал.

 

Сарматы

Около четырех веков главенствовали скифы на огромной территории севернее Черного и Азовского морей. И вдруг с востока, из-за Дона, ворвались в Приазовье и Причерноморье кочевые племена сарматов. Скифы, перед которыми трепетали лучшие армии мира VII-V вв. до н. э., которых не смог одолеть Дарий, царь могущественной персидской державы, а прекрасные воины-греки об этом и не мечтали, скифы, совсем недавно непобедимый народ, ничего не могли поделать с полчищами сарматов. Но почему же?! У скифов ко всему прочему, была на случай нашествия любого врага прекрасная стратегия, которую они продемонстрировали в войне против персов: отступать, сжигать траву, засыпать колодцы, изматывать противника...

Э-э нет! Такая стратегия могла принести победу над тяжеловесным, обремененным обозами войском персов. Но теперь в Причерноморскую степь ворвались сарматы - кочевники!

Многими делами у них заправляли женщины, народ напористый, властный, упрямый, не терпящий поражений, непослушания. Такой пережиток очень древнего прошлого имелся у кочевых племен сарматов.

И были они в боях чуть удачливее и сильнее, в погонях - чуть легче и быстрее, в расправах над побежденными - чуть неистовей и злее своих врагов, скифов, которые, надо напомнить, не получили особой помощи от племен и народов, обитавших в "тетрагоне". Пришельцы погнали бывших хозяев на запад. Большая была земля у скифов, но дальше Крыма они бежать не рискнули. Не в силах оторваться от преследователей скифы юркнули в Крым, спрятались там от степной ужасной бури за укреплениями. Сарматы не стали штурмовать Крым. У них и других дел в "тетрагоне" было достаточно. Они шли по степи широким накатом, крушили с огнем и мечем в руках города и селения, превращая всю подвластную еще вчера территорию скифов в огромное пастбище. Настоящие кочевники. Не нужны им никакие излишества... Ни к чему им города, ухоженные пашни, ремесленники с их мастерскими, домами, городами. Была бы кибитка родная, скот, сильные мужья-дети-внуки-воины, пища, кое-какая одежда и, главное, бескрайние степи, благоухающие нетронутыми железом травами, которые то замирают в тихий знойный полдень, словно бы в ожидании чуда, то стрекочут сотнями звонких голосов, то вдруг полягут, побитые бурей, так побитые и измятые, что даже самой злой душе затревожится, занеможется от страха за ... самое себя. Кочевники!

Степь да степь подавай им кругом. И реки многоводные для разнообразия. И чтобы никаких издевательств над землей, никаких землепашеств, городов и даже селений. Ни к чему все эти рукотворные причиндалы - нее нужны они кочевникам. Только степь.

Под жестокими ударами сарматов потянулись из родных мест люди: кто куда. Кто-то отодвинулся на запад. Кто-то подался за Дунай. А земледельческие племена, издревле обитавшие в лесостепной зоне на севере "скифского тетрагона", ушли в леса, потеснили там племена угрофинов. Впрочем, к пахарям новые повелители отнеслись не так жестоко, обложив их данью: кочевникам нужно было зерно на корм коням в тяжкие зимние месяцы.

Хороша степь. Да лесостепь не хуже. Селились люди в этих краях на холмах и возвышенностях, чтобы легче было защищать свои очаги, чтобы радоваться по утрам и вечерам чудесным далям. Освещенные низким восходным или закатным солнцем разбегались за горизонты далеко-далеко жемчужные ожерелья лесных массивов, оберегающих поля и пашни, заботливо ухоженные терпеливой рукой. Из-за горизонтов же, казалось, из самого неба, этого всемирного родника жизни, берут свое начало реки и речушки, устремляясь замысловатыми змейками от холма к холму, от селения к селению, от поля к полю, наполняя подводными токами колодцы, оставляя по пути озера и пруды, томясь в болотцах и низинах, застаиваясь в ленивой полудреме заводей. Плыли по рекам лодки с товарами и людьми. Причаливали к травным берегам либо песчаным косам. А реки, словно не обращая внимание на все это - на жизнь, уходили, не спеша набирая мощь и силу, в другие дали, к другим горизонтам, к единому небу: откуда пришли, туда и ушли, исполнив свое предназначение.

Хороша лесостепь. А лес ... А лес-то восточно-европейский в те дремучие века был подремучее тайги. Еще 1000 лет после нашествия сарматов, во времена Балканских войн VI-VIII вв. до н.э., славяне ходили в походы отсюда в Византию на лодках-моноксилах-однодеревках, в которых размещалось свободно, если верить древним авторам, до 20 воинов - дюжих парней. Какие могучие деревья росли в Восточно-европейских лесах! Непривычному к лесу человеку непросто было ужиться в этих краях. Но он ужился, прижился и подружился с лесом очень быстро и навсегда.

Сарматы хозяиновали в бывшем "скифском тетрагоне" почти пятьсот лет. К началу нашей эры сила их стала таять, хотя в I в. они еще пытались воевать. Одно из сарматских племен, языги, двинулись на запад, штурмовали Карпаты, оттеснило даков, расположилось в Дунайской долине по соседству с германцами.

Во II-III вв. вновь возродился город Ольвия, как узел международных торговых дорог, а приднепровские племена получили возможность расширять связи со странами Средиземноморья, утерянные во времена сарматской грозы.

Сарматы тоже не рисковали ходить севернее линии Киев – Воронеж. Почему? Кто их туда не пускал?

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить