Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга) - Глава IV. Время викингов. IX-XI вв.

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга)
Глава I. Вводная. (О Пирамиде власти)
Глава II. Древний мир
Восточная Европа. VIII вв. до н.э. – IV вв. н.э
Глава III. Раннее Средневековье. IV-VIII вв.
Глава IV. Время викингов. IX-XI вв.
Глава V. Мировая распря. XI-XV вв.
Глава VI. Русское государство. XVI-XVII вв.
Дело первопроходцев и наша книга
Глава VII. Век России. XVIII в.
Глава VIII. Самые революционные 150 лет
Оглавление
Все страницы

 

 

Глава IV. Время викингов. IX-XI вв.

Краткая хронология

В 839 — посольство кагана русов в Ингельгейм ко двору императора Людовика I Благочестивого.

В 840русы разграбили Амастриду, богатый торговый город в Пафлагонии (Малой Азии).

В 859 — первое летописное упоминание Новгорода.

В 860 — русы (варяги и славяне) осадили Константинополь.

В 862 — начало правления князя Рюрика. Согласно «Повести временных лет», посольство чуди, веси, словен и кривичей, народов, раздираемых междоусобными войнами, отправилось в землю варяжскую, чтобы найти князя, который мог бы положить конец этим раздорам.

В 864 — русы воевали с болгарами, в 865 г. — с полочанами, в 867 г. — с печенегами, в 869 — с кривичами.

В 879 — новгородским князем становится родственник Рюрика Олег.

В 882 — поход князя Олега из Новгорода на Киев. Киев становится столицей Киевской Руси.

Олег подчинил древлян в 883, северян — в 884 и радимичей — в 885.

В 907, 911 — поход Олега на Царьград. Заключён договор с Византией.

В 912 — киевским князем становится Игорь Рюрикович.

В 915 — появление с востока печенегов.

В 920 — поход князя Игоря на печенегов.

В 941, 944 — походы князя Игоря на Константинополь. Заключён новый договор с Византией (944).

В 945 — князь Игорь убит древлянами при попытке вторично собрать дань (полюдье).

В 945 — княжение Ольги (до 964). Устройство «уроков и погостов», упорядочивание сбора дани.

В 964972 — княжение князя Святослава.

В 964966 — походы князя Святослава на камских болгар, хазар, ясов и касогов.

В 965 — разгром Хазарии князем Святославом.

В 968969 — завоевание Болгарского Царства.

В 970971война Святослава с Византией.

В 972 — смерть Святослава.

В 980 — киевским князем становится Владимир I Святой (Красное Солнце), учреждение общерусского пантеона языческих богов.

В 988крещение Руси при Владимире Святом.

В 990-е — в Киеве возводится Десятинная церковь (церковь успения Богородицы).

В 1015междоусобные войны сыновей Владимира I (до 1019).

В 1019 — вокняжение Ярослава Мудрого в Киеве (до 1054). В эти годы составлена «Правда Ярослава» — древнейшая часть «Русской Правды».

В 1030 — начало строительства Спасо-Преображенского собора в Чернигове (до 1035).

В 1037 — начало строительства Софийского собора в Киеве (до 1041).

В 1045 — начало строительства Софийского собора в Новгороде (до 1050).

В 1051Илларион становится первым русским по происхождению митрополитом в Киеве.

В 1054 г. умер Киевский князь Ярослав Мудрый. В своем завещании он разделил мощное процветающее государство между своими сыновьями.

Рюриковичи

К нач. IX в. славяне расселились, рассеялись по огромным просторам Восточной Европы. Уклад жизни при этом изменился у них мало. Занимались они в основном сельским хозяйством, охотой, рыболовством, бортничеством, торговлей, ремеслом. Воевали по началу не так часто. Угро-финские и другие племена в этих краях не могли составить им серьезной конкуренции. Кроме того, здесь обитали в незначительном количестве потомки тех, кто "рассеялся" сюда еще во времена сарматского нашествия из Приднестровья.

Жили славяне небольшими селениями, несколько селений рода и племени составляли волость. Правили ею князья. Они строили для себя и для дружины укрепления-городки, где проживали также и купцы, ремесленники. Городки расстраивались, превращаясь в крупные города: Ладога на Ладожском озере, Изборск и Псков на Великом озере, Новгород на озере Ильмень, Смоленск, Полоцк, Чернигов (Любич) и Киев, "матерь городов русских".

Самыми крупными были Киев и Новгород. По Днепру проходила главная торговая дорога славян, великий водный путь "из варяг в греки". От Балтийского моря по реке Неве в Ладожское озеро (Нево), по реке Волхову к озеру Ильмень, по реке Ловати к Волховскому лесу, затем волоком к верховьям Днепра и далее на юг к Черному морю шли торговые суда.

Варяги торговали сукном, холстом, полотном, железными изделиями, оловом и свинцом, янтарем и дарами моря, в основном соленой сельдью. Славяне предлагали на рынках хлеб, меха, лес, сало, скот, лошадей и рабов. С юга, из Царьграда, везли на север поволоки (греческие шелковые ткани), золотые и серебренные украшения, южные плоды и вина.

Заняв огромные территории и создав государственное образование, славяне не могли их быстро освоить, окрепнуть, на что сильное влияние оказало военный исход, о котором говорилось выше, и начавшаяся распря среди славян. И, как результат этого, обитавшие в среднем Приднепровье славяне попали в кабалу к хазарскому кагану. Дань была небольшой. Но на юге от славянских земель крепло Болгарское царство, на юго-западе и западе создавались государства славян западных и южных, на севере крепли норманны, на востоке камские булгары создавали государство, а в западной Европе усиливались германские королевства, повелители которых мечтали о походах на восток. Любая из перечисленных сил могла при случае напасть на восточнославянские племена. На всех не хватило бы дани!

Но пришли варяги в кольчугах с мечами и топорами да с конунгами во главе, разгромили под Новгородом, что на Ильмень-озере, отряд славян, стали ими править, наложили дань на целых три года. Опять - дань. Возмутились славяне, прогнали непрошеных гостей, установили свою власть, думали, что настали для обитателей Новгорода прекрасные времена, но нет. Позабыли славяне про самого страшного врага любого народа - про внутреннюю распрю. Не успели "гости непрошеные" добраться до своих домов, как полыхнул огонь междоусобицы в городе. Свободолюбивые славяне не хотели признавать ничьей власти. Они прогнали «людей Севера», которых боялись в Европе все, даже Карл Великий, которые даже арабов заставили трепетать от страха. А славяне этих северных вояк прогнали. Очень свободолюбивые. Не нужна им ничья власть над собой. Они сами по себе. Они - славяне. Каждый славянин сам по себе. И чтобы никаких конунгов, князей, царей, вождей. Особенно, из своих, из славян. Началась у славян междоусобная борьба. Много горя принесла она.

И решили они обратиться к тем, кого недавно выпроводили из Новгорода, отправили в Скандинавию послов. Те сказали князю Рюрику: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами." И он согласился.

Пришел Рюрик править в Новгород, среднего брата - Синеуса - отправили в белоозеро, а младшего - Трувора - в Изборск. Через два года братья Рюрика неожиданно скончались, и он стал единовластным правителем огромной территории. Новгородские славяне, кривичи, угро-финские племена весь, мурома, меря подчинились его посадникам, которых он выбирал из лучших витязей дружины. Двое из них, Аскольд и Дир, отправились в Царьград (Константинополь), дошли до Киева. Здесь им рассказали, что киевляне платят дань хазарам. Удивились варяги: город расположен на бойком торговом месте, земля вокруг богатая, крепких воинов-славян много. В чем же дело, почему киевляне платят дань, унижаются перед каганом хазар?

Да все по той же причине: порядка в Киеве не было! Аскольд и Дир обещали освободить славян от дани и осели в богатом городе. Смелые воины, опытные полководцы Аскольд и Дир провели несколько успешных походов в степь, и хазарам расхотелось требовать дань от киевлян.

 

Прекраса

На родине, в селении Выбуты, что в 12 верстах от Пскова, звали ее Прекрасой за удивительную красоту, доброе сердце и чуткую душу. Выйдя замуж за князя Игоря, сына Рюрика, она стала называться Ольгой, в честь Олега. Доброе сердце, чуткая душа? А как же месть в Искоростени?

А разве добрые и чуткие не имеют права... на месть? Наказать преступника за совершенное преступление может только суд. Так скажет любой цивилизованный человек. Если, конечно же, суд есть. А если его нет? Если нравы и порядки в стране еще не зафиксированы законами? Как наказать обидчиков за смерть Игоря, мужа любимого? Прекраса-Ольга женщиной была мудрой, об этом говорит вся ее деятельность в Киеве после гибели Игоря и до возмужания Святослава, а уж какие думы, внутренние споры, душевные муки испытала она перед тем, как решилась на жесточайшую месть, поймет только человек, оказавшийся в ее положении. Между прочим, Ольга в Искоростени поступила так, как поступали многие правители в разные времена в схожих ситуациях, а, например, итальянский мыслитель XV-XVI вв. Маккиавелли в одном из трактатов именно так и посоветует вести себя повелителям.

После разгрома древлян Ольга стала регентшей, и первые же ее шаги как государственного деятеля показали, что она обладает качествами крупного политика, правителя.

Женщина, славянка, не из рода Рюриков, берет власть в Киеве, а рюриковская дружина - все варяги один к одному! - оказывает ей полную поддержку. Удивительно. Более 20 лет Ольга единолично правила в Киевской Руси. Историки с XII в. ведут жесткий спор о том, кто создал на Руси государство. Самые разные приводят они доказательства своих теорий. Самые противоречивые у них теории – запутаться можно. Кому верить?

Княгине Ольге, псковитянке, нужно верить.

Начало фактического правления княгини Ольги было суровым. Пример Искоростеня надолго запомнили все. Очень верный, хотя и жестокий шаг решительного правителя.

Через год она пошла по обширным владениям, превосходящим империю Карла Великого. С дружиной шла она и с четырехлетним сыном Святославом не воевать, не жечь города и селения, а устанавливать на Руси порядок. Ни Рюрик, ни Олег, ни Игорь не сделали то, зачем "позвали" князей варяжских, да они, видимо, и не знали, как это делается. Гибель Игоря показала, что в любую минуту в любой точке в огромной стране может вспыхнуть бунт. С этим нужно покончить. Такие государства, тем более на стадии становления, долго не живут. Порядок. Нужен был на Руси порядок.

Ольга учла ошибки мужа и его предков. Она шла не грабить подвластное население, но устанавливать порядок. Она в том походе провела первую на Руси реформу, установив приемлемый определенный размер дани ("урок"), точный порядок сборов. Чтобы обезопасить сборщиков налогов от всевозможных "несчастных случаев", она повелела строить возле крупных городов и поселений небольшие крепости - становища и погосты для "воев". Разрастаясь, они стали центрами государства. Нововведения пришлись по душе славянам и другим народам Восточной Европы, которым надоело беззаконие. Ольга преподала Рюриковичам прекрасный урок на тему "Организация порядка в стране", создав остов единого русского государства.

Но было оно еще очень непрочным. В Европе и в Азии обстановка менялась чуть ли не ежегодно. Об этом говорит хотя бы вторжение печенегов. Как могли пропустить их с востока хазары? Еще совсем недавно они сдержали куда более мощную и лучше организованную силу - арабов, не пропустив их через Кавказский коридор в Европу. Может быть, хазары специально открыли дорогу на запад новой силе степняков, чтобы те ослабили крепнущую Русь? Печенеги действительно дестабилизировали обстановку в Северном Причерноморье и Приазовье, ослабили позиции Руси.

Много противников было у Ольги на международной арене. Много сложнейших вопросов приходилось ей решать. Она начала с главной проблемы - с Византийской империи. В 953 г. по приглашению Константина VII Багрянородного княгиня Ольга отправилась в Константинополь. Путешествие нелегкое и для мужчин по тем-то временам! Русское посольство прибыло в Суду, Константинопольскую гавань, и два месяца простояло в ожидании аудиенции. Как злилась Ольга, как возненавидела она Багрянородного! Перемудрил он, явно перемудрил - Ольга умела отвечать на подобные дипломатические выверты. При встрече с византийским императором она, конечно же, скрыла гнев, но переговоры были сорваны.

Через некоторое время из столицы Византийской империи в Киев отправилось ответное посольство. Княгиня приказала продержать его в Почайне ровно столько, сколько сама стояла в Суду.

Семь лет прошло в трудах и заботах. Авторитет княгини возрос необычайно. Она все чаще подумывала о том, что Руси нужно сменить языческую веру на христианскую религию в надежде сблизиться с Византией. И, конечно же, она мечтала о том, что новая вера сплотит славян и другие народы страны в борьбе против варягов и печенегов. А Константину VII нужны были воины для охраны границ державы. Он послал приглашение Ольге посетить Константинополь. Киевская княгиня тщательно готовилась ко встрече с византийским императором. 9 сентября 954 г. в императорском дворце состоялась пышная церемония приема русского посольства. (Некоторые историки считают, что было всего одно посольство Ольги, но суть не в этом – суть в итогах этого действа).

Княгиня во главе многочисленной свиты вошла с гордой поступью в зал, "остановилась на том месте, где логофет (придворный распорядитель) предлагает послам обычные вопросы"... Здесь иностранные послы обязаны были падать ниц, что и сделали все русские, кроме Ольги. Она разговаривала с восседавшем на троне императором стоя. Состоялся парадный обед, на котором Ольга сидела между двумя дамами высшего ранга. Затем ее приняла императрица, в честь "архонтиссы руссов" (так назвал Ольгу в мемуарах Константин VII) устроили торжественный выход придворных дам, после чего княгиню пригласили на встречу с императорской семьей - такой почести в Византии редко кому оказывали.

Ольга приняла крещение, ее крестным отцом стал Константин VII. Великолепную дипломатическую победу одержала русская княгиня, возвратилась домой и уже в 959 г. отправила послов к Оттону I, Германскому императору, воинственному человеку, упрямо расширявшему владения. В этом деле Ольга преследовала цели, в основном касающиеся торговли, но важно другое. В столь напряженное с военной точки зрения время Русь не воевала ни с кем! Псковская Прекраса установила " рекорд", который, в истории отечества русского, российского, так и не побил ни один правитель.

В 964 г. она уступила престол совершеннолетнему сыну Святославу.

 

Закон русский

Обычное право восточных славян и Киевской Руси IX-Х вв. Частично отражен в договорах Руси с греками 911, 944 и в "Русской правде". Нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права.

 

«Закон судный людем»

Древнейший памятник славянского права. Сохранился Кормчей (или Номоканоне) летописи. Известен в двух редакциях, краткой и пространной. «Закон судный людем» в краткой редакции большинством ученых датируется кон. IX-X вв., в пространной - от XI-XIII вв. Рассматривает вопросы судопроизводства, содержит нормы уголовного и др. права. По характеру законодательства и степени развития правовых взглядов «Закон судный людем» краткой редакции является памятником общества, сравнительно недавно вступившего на путь развития феодальных отношений. Многие статьи направлены против язычества, что свидетельствует об относительно недавнем принятии христианства. «Закон судный людем» пространной редакции содержит ряд статей, направленных на укрепление феодальной собственности (наказания за использование орудий без разрешения господина, за потраву скотом нив и виноградников и др.). Долгое время общепринятым было (еще господствующее и сейчас) мнение о болгарском происхождении «Закона судного людем». Его впервые высказал русский исследователь Г. А. Розенкампф ("Обозрение Кормчей книги в ист. виде", М., 1829, 2 изд., СПБ, 1839). Чешский ученый И. Вашица и австрийский - Шмид, основываясь на наличии моравизмов и паннонизмов в тексте «Закона судного людем», выдвинули гипотезу о появлении закона в Великоморавской держав в период деятельности там славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Существует гипотеза о русском происхождении пространной редакции «Закона судного людем» (M. H. Тихомиров).

 

Русская правда

Памятник законодательства XI-XII вв., считающийся самым ранним из дошедших до наших дней кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках XV в. и одиннадцати списках XVIII-XIX вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы XI в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках XV в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е XI в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы XII в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к XIII в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, XIV в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в XV в. Она дошла всего в двух списках XVII в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины XII в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

С начала XIV в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала XV в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) XIII в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута XVI в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В XIX в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В. О. Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

(Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева)

 

Русская правда краткой редакции. Закон русский

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом) «мое»; но пусть скажет: «Пойди на свод (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «Ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается (сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин) дал при покупке этой вещи.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег(?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

29. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

30. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

32. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее) пчелы, (то платить) 3 гривны.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

35. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан, а штрафа 60 резан.

36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.

41. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен – задержавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (?8) гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

43. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста ногата; если же починили несколько досок старого моста – 3, 4 или 5, то брать столько же.

(Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952. С. 81–85).

Мономах

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 г. – великим князем киевским. Свое прозвание получил по матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Всю жизнь Владимир активно боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным деятелем и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени. "Поучение" - одно из выдающихся произведений древнерусской литературы, написанное, видимо, в 1117 г.

Поучение

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир [1], отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, Который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

И, отпустив их, взял Псалтырь [2], в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова, и расположил их по порядку, и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков".

"Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость Его, то воды бы потопили нас".

"Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек; всякий день, нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше". "Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек: "Если есть награда праведнику, значит, есть Бог, творящий суд на земле". "Освободи меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня защити меня. Избавь меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою". "Ибо гнев в мгновение ярости Его, а вся жизнь в воле Его: вечером водворится плач, а наутро радость". "Ибо милость Твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя при жизни моей и во имя Твое воздену руки мои". "Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду". "Возвеселитесь все, праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала Ему", и прочее.

Ибо как Василий [3] учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится". "О Владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего" в ничтожной этой жизни.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, "очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех". "Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи ваши как обагренные, — как снег обелю их", и прочее. "Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: "Слава Тебе, Человеколюбец!"

Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и Царствия Небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?" "Велик ты, Господи, и чудны дела Твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", — и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, Твоим Промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены Твоим Промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут [4], и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!" "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, да будет проклят!"

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость Свою; а то дальнейшее — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.

Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: "Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал Ты, так и нас, грешных, помилуй". И в церкви то делайте, и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то "Господи помилуй" взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь он них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна [5] или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: "Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет Твой прекрасный". И еще: "Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою"; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

 

Примечания:

[1] В Древней Руси человеку давалось два имени; одно христианское, крестное, и другое – мирское.

[2] В Древней Руси был обычай гадать по Псалтыри.

[3] Василий Великий (Кесарийский, ок. 330-379) – церковный деятель, теолог, епископ г. Кесарии (М. Азия).

[4] Отражение древнеславянских преданий, согласно которым на зиму птицы улетали в рай.

[5] Тиун – княжеский управляющий.

(Поучение Владимира Мономаха // Изборник: Повести Древней Руси / Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко. М.: Художественная литература, 1987. С. 59-70).

 

Словарик

Бирич (бирюч), в Древней Руси – глашатай, объявлявший на площадях волю князя; помощник князя по судебным и дипломатическим делам. Князья через биричей обнародовали свои указы. Биричи должны были «кликать по торгам» (на многолюдных торговых площадях) «не по один день», «по многие дни». Под 992 г. в Лаврентьевской летописи рассказывается, что князь Владимир, вызывая охотника вступить в единоборство с печенежским богатырем, посылал «биричи по товарам» (полкам). В 1148 г. Изяслав Мстиславич на пир приглашал новгородских мужей через «подвойских и биричей».

Бортник, человек, занимающийся добычей воска и меда диких пчел из естественных дупел.

Варяги, древнерусское название жителей Скандинавии. В русских летописях: 1) полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.); 2) купцы, торговавшие по пути из «варяг в греки»; 3) наемники входившие в состав дружин русских князей в IХ – Х вв.

Вервь – общинная организация в Древней Руси и у южных славян. Термин встречается в "Русской правде" и Полицком статуте. В Русской правде упоминается при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на территории верви (ст. 20 Краткой правды, ст. 3 Пространной правды), а также в связи с уплатой дикой виры, при обнаружении убийцы в верви или мертвеца, которого нельзя опознать, и др. (ст. 4, 5, 19, 70 Пространной правды). Вервь подразумевается в ст. 19 Краткой правды, предусматривающей случай, когда убийца огнищанина обнаружен и тем самым вервь (названная в статье "люди") освобождается от уплаты виры. В Полицком статуте вервь упоминается в статьях о разделе земли, о вервной земле, о мельницах (ст. 59, 62, 80). Термин происходит от веревки, которой отмеривался участок земли, занимавшийся членами верви.

Весчее – налог за взвешивание товаров.

Вечник, в X–XIII вв. – участник веча; как правило, В. были лично свободные мужчины, способные носить оружие. «Член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный».

Видок, по Русской правде, свидетель-очевидец, дающий показания в судебном процессе.

Вира, система денежных штрафов в пользу князя за уголовные правонарушения; откуп, «цена крови». Пришла на смену кровной мести. Механизм сбора виры описан в «Русской правде». Например, если на территории общины найден труп («голова») «княжого мужа» или «людина» (безразлично, разница в сумме штрафа). Убийца («головник») должен быть найден силами этой верви. Если убийца не найден, виру платит вервь. Это «дикая вира»: ее не платит убийца. С тем, чтобы поиски виновного общиной продолжались, «дикая вира» выплачивалась в рассрочку. Если убийца – член этой верви и находится налицо, но его не хотят назвать, общиной уплачивается та же «дикая вира»; если его готовы выдать, виру, т. е. собственно княжой штраф, «помогает» убийце платить вся община, потому что до этого момента он участвовал во всех общинных платежах. Только «головничество», т. е. частное вознаграждение родичам убитого, платит головник; его размер не определен, и власть им не интересуется. «Княжие мужи» оценены вдвойне, и в эту 80-гривеную виру включено головничество. Вервь освобождается от уплаты «дикой виры» за убийство, совершенное человеком, не ее членом, например, изгоем, купцом, дружинником. У верви есть возможность снять с себя платеж, если убийство совершено тайно с целью грабежа, а не в открытой схватке. «За разбойника люди не платят, но выдадят его всего с женою и с детми на поток и на разграбление». Если же убийство произошло в драке или совершено у всех на глазах, «на пиру» в пьяном виде, то вервь обязана «помогать», т. е. платить. В 996 г. Владимир по совету духовенства решил применять в отношении «разбойников» смертную казнь, но затем заменил ее вирой.

Вирник – должность при княжеском суде для сбора виры. Такса поборов в пользу вирника была установлена при Ярославе Мудром.

Влазное — пошлина, взимавшаяся в старину за право свидания с содержащимися под стражей.

Воевода - военачальник, правитель у славянских народов и на Руси с Х века. В XVI - XVIII вв. правитель города в России. В 1719 - 1775 гг. - правитель провинций в России.

Город – жилье, огороженное оградой. Небольшой город назывался городком, городцем.

Городище — русское название укрепленных поселений эпохи разложения родового общества, обнесенных земляными валами. В общежитии городищами называют также всякие древние укрепления, представляющие собой остатки земляных валов.

Городни — деревянные срубы, из которых устраивались деревянные стены в древней Руси.

Городники — строители городских стен и укреплений в древней Руси. Термин известен со времен Ярослава Мудрого.

Городок (городец) — так называлось в древней Руси обнесенное оборонительной оградой небольшое поселение, значительно меньшее, чем город.

Гридин, гридь, гридьба – дружинники князей в Древней Руси. Гриднями обычно называли рядовых воинов, в отличие от старших или бояр. В мирное время участвовали в управлении княжеским хозяйством.

Грош - монета различных времён и стран. Начала чеканиться в Италии в XII в. В России в XVII—XVIII вв. медная двух-, с XIX в. полукопеечная монета. Современная разменная монета Польши и Австрии.

Деньги оброчные, оброк. Оброк в России. Становление феодальных отношений в Киевской Руси привело в IX-XI вв. к появлению продуктового оброка, первоначально в виде дани, как одной из форм эксплуатации крестьянства. В XIII-XIV вв. роль продуктового оброка повышается одновременно с ростом хозяйственной самостоятельности крестьян и имущественного расслоения в деревне. Намечается тенденция к фиксации размеров оброка. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений ведёт к росту денежного оброка получившего наибольшее распространение в Новгородских землях.

Десятский – в Киевской Руси начальники десятки в княжеской дружине, низший выборный человек (от десятки дворов) в уезде и на посаде при проведении губернской и земской реформ 1-й пол. XVI в. Bзбирались общиной, но нередко при непосредственном участии местного дворянства. В основном занимались делами административно-полицейского характера. С учреждением земской полиции в 1818—19 гг. вошли в состав низших полицейских чинов. Согласно Положению о земской полиции 1837, десятские выступает как представитель низшего исполнительного звена полиции в деревне, избираемый гос. и удельными крестьянами. С кон. XIX в. десятские выбирались сельским сходом, но чаще ими становились верные слуги местных дворян-землевладельцев. Подчинялись волостным старшинам.

Дружина 1) отряд воинов у племенного вождя, позже у князя или короля, составлявший привилигированную прослойку общества, 2) вооруженный отряд при князе в Древней Руси. Дружинники участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Они делились на "старшую" дружину, в которую входили самые знатные и близкие к князю воины, и "молодшую", состоявшую из "гридей", "отроков", "детских" и других воинов основного массы княжеского войска.

Зазывная грамота – лист, выдававшийся в Древней Руси судебно-административным учреждением истцу для вызова в суд ответчика и оплачивавшийся особою пошлиною со стороны последнего (иногда, впрочем, взимание этой пошлины упразднялось особою жалованною грамотой). Десятая глава Уложения царя Алексея (ст. 109-122) подробно определяет порядок выдачи Зазывных грамот (не более трех раз) истцам, представления их в области ответчикам и взимания с них поручной записи в том, что они в срок на Москве пред судьями станут. Особый указ 7 июля 1670 г. (№ 476) повторяет запрещение давать истцам Зазывные грамоты по поземельным процессам, если ответчики не на Москве живут.

Испольщина, половничество – форма аренды земли, при которой арендатор отдает собственнику земли половину урожая; разновидность издольщины.

Клеймение – вид позорящего наказания с древнейших времен до XIX в.; средство распознавания осужденных преступников, состоявшее в наложении на них особых клейм. Было одним из способов установления судимости и играло ту же роль, которая принадлежала некоторым видам увечий, причинявшихся осужденному палачом по приговору суда (например, отрезание уха, рвание ноздрей в русском праве). В русском праве уже в Двинской грамоте 1397 г. предписывается "всяка-го татя пятнати". Но наибольшее число указов относится к XVII и XVIII вв. Таковы указы: 1637 г. ("напятнати на щеках разжегши, а в пятне написати вор"); 1691 г., объясняющий полицейские цели клеймения, 1691 г. о форме клейма. Клейма были в виде букв ВОР, причем они накалывались на лбу и щеках, или в виде буквы Б (бунтовщик), СП (ссыльно-поселенец), СК (ссыльно-каторжный), или в виде орла и др. По Уложению о наказании, изданному в 1857 г., мужчины, приговоренные к каторжным работам, подлежали клеймению буквами К, А, Т, причем первая накалывалась на лоб, а две другие - на щеки. По Уставу о ссыльных (1857) клеймились бежавшие из ссылки. Клейма для последних представляли из себя печать с буквами из медных игл, глубоко входивших в тело. Места уколов натирались краской. Клеймение отменено в России 17 апреля 1863 г. Клеймение сохранялось очень долгое время даже в XIX в. Постепенно ограничивался круг лиц, к которым применялось клеймение, клейма вместо лба и щек стали наноситься на грудь, спину плечи, т.е. на места тела, скрытые одеждой. Наконец, клеймение заменяется сначала отметками на паспортах, потом печатными реестрами - справками о судимости, антропометрическими измерениями (бертильонаж) и дактилоскопией. Впрочем, защитники клеймения не исчезли и в начале XX в. Они предлагали своеобразную форму татуировки преступников впрыскиванием им под кожу особого красящего вещества.

Ключник – слуга в имении (усадьбе), ведавший хранением продовольственных и иных запасов; эконом, имеющий ключи от хранилищ.

Конец – административно-территориальная единица древнерусского города, в т. ч. в Новгороде, территория которого вне кремля делилась на 5 К. Управляли ими кончанские старосты.

Крепостное право – форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление крестьян к земле и подчинение их власти феодала. Крепостное право существовало в разных формах во многих странах Земного шара со Средних веков и до XIX века. В России отменено в 1861 г.

Купечество в России – в исторических источниках для обозначения купечества в Древней Руси употребляются два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, связанный торг. операциями с др. городами и странами). С XIII в. фигурирует третий термин - "торговец". Первое упоминание о К. в Киевской Руси относится к X в. В XI-XII вв. К. составляло особую социальную группу гор. населения, наряду с торговлей занималось и ростовщичеством; пользовалось поддержкой княж. власти. В XII в. в наиболее крупных экономич. центрах возникли первые купеческие корпорации (см. "Иванское сто"). Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо-Восточной Руси на рубеже XIII-XIV вв. Развитие городов и рост числа купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Н. Новгороде, Вологде и др. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось не только ограблением городов великокняжеской властью, чем ограничилась королевская власть в странах Западной Европы, но и ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее и их разрушением. В правление Ивана IV Грозного многие представители купечества были истреблены физически. Купцы вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей, в к-ром купечество составляло богатое меньшинство. Немногочисленная группа купечества, к-рую правительство использовало для выполнения торгово-финансовых поручений (продажа пушнины и др. казенных товаров за границей, закупка иностр. товаров для казны и т. д.), в последней трети XVI в. была объединена в три корпорации - гостей, торг. людей гостиной (в кон. XVI в. - 350 чел.) и суконной сотен (в кон. XVI в. - 250 чел.). Характер деятельности К. обусловливал накопление и развитие в его среде начал математич., географич. и др. знаний; представители К. оставили ряд ценных в науч. отношении описаний путешествий ("Хожение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина и др.). Пр-во в XVI-XVII вв. использовало представителей К. на гос. службе и для выполнения важных поручений (А. Грибов, С. Маленький, А. Чистый, Н. Чистый, А. И. Иванов, Л. И. Иванов, А. С. Кириллов и др.). Гость В. Д. Ермолин был видным подрядчиком и архитектором 2-й пол. XV в., по его заказу выполнена Ермолинская летопись.

Ногата (от араб. накд — полноценная, отборная монета) – одна из единиц денежной системы Древней Руси. Возникла в X в. в связи с необходимостью отличать более доброкачественные дирхемы от обращавшихся рядом с ними худших. Наименование ногата для обозначения денег сохранялось до конца XV в.

Норманнская теория – научное направление в русской и зарубежной историографии, приверженцы которого считают норманнов (варягов) основателями Русского государства. Впервые эта теория была сформулирована в XVIII веке Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и другими учеными.

Норманны – в переводе со скандинавского означает люди севера – так в Западной Европе с VIII по XI века называли народы Скандинавии, которые в течение трёх веков периодически устраивали набеги на страны Западной Европы, Средиземноморья, «островную Европу, ходили походами в Гренландию и даже в Америку. Норманны грабили города и селения, крушили крепости, но воевали многие из них не только ради войны и наживы. Земля Скандинавии не в силах была покорить всех детей своих. Во времена стародавние у многих скандинавских народов существовал обычай, который, если так можно сказать, регламентировал количество населения в той или иной стране, в том или ином племени. Согласно этому жестокому обычаю всех «лишних» детей, которых не могли прокормить семья, род, или племя, бросали на копья (или со скал в море), якобы, в жертву очень мудрым богам. Такой античеловеческий обычай (с некоторой разницей) существовал и у других народов мира, вынужденных обитать в суровых, замкнутых районах Земного шара. Регламентация народонаселения в таких районах важна, а часто просто жизненно необходима. С ней не могут смириться люди сильные, молодые, любящие детей, мечтающие о больших счастливых семьях, не желающие подчиняться законам и обычаям своего народа, готовые с оружием в руках добывать (у точно таких же людей!) право… рожать столько, сколько могут и хотят их собственные жёны. Именно такие люди стали одной их причин (не главной, но и не второстепенной) того мощного взрыва, который взбудоражил всю Скандинавию, откуда, начиная с 783 года, огненными лавинами низвергалась, как с разбуженного вулкана, лава страшной человеческой энергии и разливалась огненнокровавовеерообразно по странам Земного шара. Вслед за боевыми дружинами норманнов (их ещё называли «бродягами моря, а их вождей, конунгов, – «королями моря»), опустошавшими целые районы, области Западной, Островной и Южной Европы, сюда на обезлюдевшие земли, устремлялись скандинавы не воевать, но жить. Это движение могучей человеческой энергии заметно изменило социально-политическую карту Западной Европы. Здесь стали образовываться норманнские государства и государственные образования. Например, в 911 г. было создано герцогство Нормандия, в 1130 год – Сицилийское королевство. В X веке норманны покорили Северную и Северо-Восточную Англию, образовав там области «датского права» – Денло. В начале XI века практически подчинилась датским королям Свену Вилобородому и Кнуду I Великому. В середине того же века  походы норманнов прекратились – иссякла энергия «людей севера», в последнем своём крупном походе  «последний король севера». Харольд Хардергоде (зять Ярослава Мудрого, князя киевского) проиграл битву королю Англии Гарольду, с тех пор никому из скандинавов даже не мечталось в самых дерзких снах  о великих походах. В это же время произошла с норманнами, осевшими на землях Западной (и Островной) Европы, другая метаморфоза: они, если так можно сказать, окончательно «оевропеились», забыли напрочь свой язык, свои обычаи, ассимилировались, приняли христианство, стали в большинстве своём яростными приверженцами католической церкви. Из вчерашних буйных крушителей храмов они превратились в «послушных» христиан, то там то здесь возводящих новые церкви, восстанавливающих старые. Метаморфоза, хоть и удивительная, но объяснимая, не задела, впрочем, воинствующего духа оевропеившихся норманнов и их жадную страсть к наживе. Этими качествами умело пользовались Папы Римские и представители светских властей, что лучше всего продемонстрировано подготовкой и самим вторжением Вильгельма I Завоевателя на Альбион. Да и Крестовые походы, и Альбигейские войны, и Инквизиция иллюстрируют эту мысль ярко, образно и доходчиво: во всех этих действах Европейской истории огромную (а часто заглавную) роль играли потомки норманнов. И в создании орденов они отличились. И дрались они смело и безжалостно с пиратами Средиземноморья. И всё меньше «чистонорманнской» крови оставалось в них. И они об этом не жалели.

Обирание рук – в Русском государстве с древних времен - обычай, связанный с выборами в деревне десятского, сотского или старосты, при котором провозглашенного или выбранного один из стариков проводил по миру с протянутой рукой - подача ему руки каждого из присутствующих означала согласие на его избрание.

Облук — упомянут в Деревской писцовой книге как доход ключника; если в казенный доход положен 1 воз сена, то ключнику давался 1 Облук, при двух же возах — 2 облука; значит, Облук был частью сенного воза, но размер его неизвестен. Если же взять в соображение слова: "нового доходу за все 2 гривны с денгою, а ключнику 4 денги" (новгородская гривна была 14 денег), то доход ключника не превышал 4/29 воза, что дает на воз 7-8 Облук

Община - характерный для докапиталистич. общественно-экономич. формаций естественно возникший социальный коллектив непосредственных сельско-хозяйственных производителей, в собственности или во владении к-рого находятся средства производства. В той или иной форме Община существовала у всех народов (а у нек-рых сохранилась до настоящего времени).

Отроки - одна из категорий класса феодалов ср.-век. Руси в X-XI вв., младшие дружинники князей и крупных феодалов, принимавшие участие в походах и сборе дани. Ведали также княжеским хозяйством и находились в личном услужении у князей. По Пространной Русской Правде (XII в.) отроки - лица низшей княж. администрации, осуществлявшей суд, сбор пошлин, взимание налогов.

Отчина – волость князя, которою владел его отец, и на которую он имел право. Оотчиной называлось также право наследования от отца к сыну.

Погорина – в старину полоса земли по обеим сторонам Средней Горыни, лежавшая между Киевскою и Волынскою областями и служившая яблоком раздора между владетелями той и другой. Оставшаяся в половине XII в. за Киевом, П. до начала XIII в. составляла самостоятельный удел Киевской земли, в которой сидели родичи киевских князей. Позже П. опять вошла в сферу влияния волынских князей. Главными городами П. были Дорогобуж и Пересопница.

Подворье, подворья, род. мн. подворий, - 1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров. Подворье московского купца в Ирбите. 2. Постоялый двор. 3. Городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая загородному монастырю.

Подключник – старинный чин московского двора, помощник дворцового стряпчего.

Подлащики (стар.) — лица, заведовавшие в княжеском дворцовом хозяйстве пчеловодством и в особенности выниманием меда из ульев и бортных деревьев.

Подымщина, древнейшая система налогового обложения на Руси в 9—18 вв. (см. дым).

Покон (поклон) вирный – установление, определявшее размер корма для княжеских сборщиков судных пошлин - вир. Сохранился в двух редакциях в составе Русской правды.

Покорм, или постой, практиковался на Руси с давних пор. Например, в 1018 г. Польский король Болеслав, будучи в Киеве, потребовал развести дружину свою «по городам на покоръм, и бысть тако». Эту дружину вскоре «по городом избиша». «Покорм» воинов сторонней общиной в Древней Руси воспринимался как завоевание, позорящее честь свободного народа. Постойная повинность существовала в России до XX в.: войска размещались на постой по городам с 1727 г.

Поруб – место заключения, темница (на Руси IX-XIII вв.).

Порча монет – уменьшение органами государственной власти веса или пробы монет при сохранении их прежней номинальной стоимости с целью получения за счет этого дохода. Широко применялось с давних времен в разных странах, но лишало деньги полноценности.

Серебряники (сребреники) – первые русские монеты, чеканившиеся в конце X  – начале XI вв.

Cоха - 1) Земледельч. пахотное орудие, распространенное в лесной полосе Восточной Европы, Урала и Сибири до нач. XX в. Судя по археологическим данным, появилась в VII-VIII вв., в письм. источниках упоминается с XIV в. 2) Единица податного обложения в России XIII-XVII вв. Принципы измерения сохи менялись по мере изменений уровня произ-ва, численности и плотности народонаселения, системы землевладения, политической организации roc-ва и т. д.

Таможенные пошлины в России - налоги с торговли и связанных с ней операций. С кон. X в. на Руси были известны такие таможенные пошлины, как мыт (он, видимо, был таможенной пошлиной не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевоз и мостовщина. В годы монголо-татарского ига повсеместно установилась тамга, взимавшаяся с цены товара. В XIII-XV вв. в каждом княжестве существовала особая система таможенных пошлин, к-рая регулировалась договорами, опиравшимися на традиции. Пестрота таможенных пошлин сохранилась и в период складывания и развития Русского централизованного государства.

Челядь - зависимое население в феодальной России. В Древней Руси VI-IX вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства; в IX-XII вв. челядь - рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально зависимого населения, в сер. XI в. его сменил термин "холопы". В XVIII-XIX вв. челядью обозначает дворовых людей помещика.

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить