Отчет о «Научно-практической Конференции по проблемам и достижениям отечественной Детской литературы в XX-XXI вв.», состоявшейся в Литературном институте им. А. М. Горького 18 февраля 2020 года

19.02.20 14:48 Александр Торопцев Новости
Печать

Александр Торопцев

Отчет о «Научно-практической Конференции по проблемам и достижениям отечественной Детской литературы в XX-XXI вв.», состоявшейся в Литературном институте им. А. М. Горького 18 февраля 2020 года

 

Вводное слово

О необходимости подобных конференций именно в стенах Литературного института им. А. М. Горького говорилось еще во времена первых руководителей семинара по детской литературе Р. С. Сефа и С. А. Иванова.

В наши дни данная тема стала еще более актуальной, в чём можно убедиться, ознакомившись с докладами участников конференции.

Хорошо всем известно и также, к сожалению, хорошо многими забывается то, что проблем в современной детской литературе гораздо больше, чем во взрослой литературе. Если бы это было не так, то не исхудали бы тиражи толстых журналов и тиражи книг высокой литературы в наши дни.

Также хорошо известно, что человеку взрослеющему и особенно взрослому, практически, невозможно взобраться на вершину детского незнания. Детское незнание – это сложный объёмный белый «лист», представляющий собой суперпозицию всех цветов, всех знаний, пониманий и чувствований. Только гениальным людям удается добраться до отметок 8 лет, 6, 5, 4 года. Выше – совсем уж сложно. Но эта реалия детства вообще и каждого конкретного ребенка в частности частенько игнорируется авторами, пишущими для детей, играющими в детство, видимо, не наигравшись в младенческие и юные годы.

Но, стоит отметить, что, практически, все выступающие на конференции прекрасно понимали эти проблемы в детской литературе и на индивидуальном, писательском уровне, и на общественном уровне (прививание вкуса к высокому русскому литературному языку), и на уровне государственном. О последнем хочется сказать чуть подробнее. В предыдущие четверть века мне неоднократно приходилось слышать на разных форумах, посвященных детской литературе, одну и ту же мысль: во всех бедах детской литературы повинно государство, прекратившее финансирование книгоиздательского дела. Это – самый легкий путь, уж, простите, ленивых людей: обвинять во всем всех, кроме себя самих.

На конференции я, на удивление, не услышал ни одной реплики по этому поводу. Все говорили о деле, о проблемах и достижениях творческих.

 

Конференцию открыл Сергей Фёдорович Дмитренко. Проректор Литературного института. Историк русской литературы и культуры; прозаик.

 

От ученых до студентов

В работе конференции приняли участие заинтересованные в развитии детской литературы ученые, писатели, библиотекари, сотрудники издательств, руководители литературных объединений и, что очень радостно, выпускники и студенты Литературного института им. А. М. Горького, причём, что совсем уж отрадно, не занимающиеся на семинаре детской литературы.

 

География

В работе конференции участвовали специалисты из Красноярска, Казани, Волгограда, Саратова, Ступино и других городов Подмосковья и, естественно, из Москвы.

 

Теория, обзоры, практика

Теоретические доклады были представлены учеными, выпускниками и студентами Литературного института (чуть подробнее см. ниже).

Обзорные доклады по самым разным жанрам детской литературы представили писатели.

В финале конференции мы предоставили слово юному поэту и прозаику Григорию Волкову (он прочитал два своих стихотворения) и уже пожившему поэту Виктору Полянских (Тульская область), который тоже прочитал два детских стихотворения для дошкольников.

Хорошую детскую книгу невозможно представить без прекрасных иллюстраций. И об этом тоже говорилось на конференции (к. ф. н. Спиридонова Галина Сергеевна и д. ф. н. Дмитриевская Лидия Николаевна).

И, конечно же, замечательная Марина Владимировна Москвина, которая ко всему прочему, обладает доброй памятью. Она рассказала о нашем общем учителе Якове Лазаревиче Акиме, упомянув в своём коротком докладе о других детских писателях недавнего прошлого. Она принесла нам двухминутных фильм, и мы увидели еще раз своих Учителей.

 

Пилотный вариант

Да, мне очень хочется, чтобы это был пилотный вариант постоянно действующей, созываемой один раз в год в Литературном институте Научно-практической конференции по проблемам и достижениям детской литературы.

Да, каюсь, недоработки, мои личные, есть. Об этом, в частности, говорит о тот факт, что на конференции не прозвучали доклады крупнейших специалистов по детской литературе (И. Н. Арзамасцевой, И. Б. Котуновой, Л. У. Звонаревой, М. Порядиной, К. Молдавской, С. А. Махотина, М. Я. Бородицкой и многих, многих других).

Но уверен в том, что проводить подобные Конференции необходимо.

 

Выступающие

Борисов Владимир Михайлович. Поэт. «О проблемах и сложностях выступлений перед детьми».

 

Дмитриевская Лидия Николаевна. Доктор филологических наук, доцент кафедры русской классической литературы и славистики Литературного инстиута им.А.М.Горького. «Платон Швец об иллюстрации в детской книге (фрагмент интервью 8 декабря 2019 г., Мюнхен)»

 

Еремеев Сергей Васильевич. Писатель, академик РАЕН – Российской академии естественных наук. Автор более 200 книг для детей. «Детская литература: от автора через издательство к читателю»,

 

Иванов Олег. Кандидат педагогических наук. «Литература о спорте и спортсменах для детей и подростков.

 

Леонов Владимир Артемович. Поэт. К. т. н. Руководитель Литературного объединения в городе Ступино. «Как работать с литературно одаренными людьми».

 

Мамукина Галина Ивановна. Доцент кафедры Иностранных языков РЭУ им. В.Г. Плеханова. И Маркова Анна Сергеевна. Инженер Моск-го вертолетного завода им. М.Л. Миля, выпускница Литературного института, 2011. "Национальный код как особенность метамодернистской литературы в прозе для детей (на примере книги "Игра в камешки" М. Фёдоровой)».

 

Морозов Илья. студент 2 курса Литературного института (семинар критики под руководством Вл. И. Гусева). "Эстетика детства в первом сборнике М. И. Цветаевой "Вечерний альбом". Литературные впечатления Цветаевой (в первую очередь от "Дневника" Марии Башкирцевой и текстов журнала "Задушевное слово"), которые (конечно, только отчасти) формируют важное для неё противопоставление "рая детского житья" и "ада" взрослой жизни.

 

Москвина Марина Львовна. Писатель. О Якове Лазаревиче Акиме.

Печерская Анна Николаевна, писатель. Автор книг для детей, в том числе и книги о Великой Отечественной войне». Руководитель Центра дошкольного образования Изд-ва «Русское слово». «Литература о Великой Отечественной войне».

 

Рожкова Анастасия Евгеньевна. Студентка 2 курса Литина. (Очерк и публицистика. Мастерская прозы А. В. Геласимова, научная работа под руководством Г. Ю. Завгородней). "Как правильно писать о животных с точки зрения науки и детского восприятия (на примере морских сказок С. В. Сахарнова)".

 

Рудишина Татьяна Валерьевна. Главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени А.П.Гайдара. "Детская книга ХХI век: как менялась книжная политика издательств с 2007 по 2019 год. Наблюдения создателя каталога "100 новых лучших книг для детей и подростков".

 

Спиридонова Галина Сергеевна. Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, кандидат филологических наук, доцент. «О творчестве Елены Александровны Крутовской».

 

Старостина Ксения Владимировна. Псевдоним – Ксения Жукова. Прозаик, драматург. Аспирант Московского городского педагогического университета (русская литература). «РИЦ «Черная Курица»»

 

Шаехов Ленар Миннемохимович (Шаех Ленар). Татарский поэт, переводчик. Кандидат филологических наук. Автор более десяти книг для детей: опубликованы в журналах Татарстана. Современная татарская детская литература и татарская детская книга.

Виктор Полянских. Поэт. Стихи.

 

Григорий Волков. Студент 2 курса Литературного института. Стихи

 


 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ